4.8.4. Родительская любовь жертвует всем

 

Любовь невозможно осуществить в одиночку. Она не утверждается там, где нет вложения жизни. Аналогично, если посмотреть на любовь в отношениях отца и ребенка, она связана с жизнью. Итак, пока сохраняются узы жизни, пока в их рамках у человека остаются какие-то желания, непременно остаются и узы любви. Невозможно построить отношения любви, отделенные от уз жизни.

Вот почему в любовь непременно должны быть вложены узы жизни. Ощущает человек ценность своей любви или нет, это зависит от того, насколько он вкладывает в нее свою жизнь.

Любовь родителей к детям возникает не только потому, что они связаны друг с другом бытовыми отношениями. Эта любовь исходит из глубины души. Узы любви в родительском сердце таковы, что родители не могут ни  забыть их, ни разорвать, даже если захотят этого. Ощущая живую связь с ребенком, они чувствуют, как у них в сердце естественным образом рождается любовь к нему. Этой любви не предшествует осознанное понимание, вроде: «Этот ребенок – мой сын, поэтому я буду его любить». Прежде чем появляется подобное осознание, прежде чем возникает такая связь, между жизненной силой человека и его ребенком уже существуют определенные узы, вот почему не любить просто невозможно. Мы прекрасно чувствуем такие вещи в семейной жизни. (32–14, 1970.6.14)

 

***

Что же за Личность – Бог? В Его душе живет непрестанное желание отдавать: несмотря на то, что Он делал это тысячи и десятки тысяч лет, Он хочет делать это не переставая. Потому-то мы Его и ищем. Нам не нужен Бог, похожий на торговца, чтобы, отдав что-нибудь, Он говорил: «С тебя столько-то».

Почему люди должны любить Бога и следовать за Ним? Потому что Он отдает все людям и при этом все равно смущается: «Сейчас у меня нет ничего, кроме этого, но подождите еще немного. Я дам вам что-то в сто и в тысячу раз лучшее». Его не удовлетворяет то, что Он дал сегодня. Отдав, Он обещает дать что-то лучшее в будущем. Такая широкая у Него натура. Когда живешь с таким Богом, чувствуешь себя счастливым, даже если недоедаешь и бедствуешь. Даже если приходится голодать, надежда на будущее дает такой стимул, какой в нынешней реальности ощущается подобно толчку. Я имею в виду, что, почувствовав его, человек может, наоборот, обрести новую решимость.

Если родители у ребенка таковы, что они чувствуют себя неловко, даже когда дают ему что-то, он воскликнет: «Мама!» – и заключит свою мать в объятия. Думаете, он ограничится объятиями? Представляете, как он будет благодарен? В этой ситуации оба могут проливать слезы, утешая друг друга ради будущего. Их ситуация вовсе не безнадежна, они будут рассматривать надежду на завтра как стимул для настоящего, они оба почувствуют решимость и смогут подбадривать друг друга лицом к лицу. Такая взрывная сила заключена в этой ситуации, что происходящие в ней события нельзя считать несчастливыми.

Ситуация, когда люди могут притянуть в рамки реальности стимул, связанный с будущим, и восхвалять его ценность, возникает только в сфере любви. Стало быть, для человека, живущего в такой сфере, несчастий не существует. Такой следует вывод. (36–290, 1970.12.13)

 

***

Родители стремятся отдать все ради своего любимого ребенка. Они действуют так же, как Бог. О чем это говорит? Бог отдает Свои силы не ради Себя Самого. Он стремится занимать такое положение, которое было бы во благо Его объекту, а не Ему Самому. Если бы Бог хотел жить ради Себя Самого, это не было бы истинной любовью. Любовь, жизнь и надежда рождаются из стремления пожертвовать собой ради своего ребенка и жить вместе с этим ребенком. (69–61, 1973.9.10)