8.1. Основные положения теории истории в философии Объединения

Теория истории в философии Объединения рассматривает историю с трех основных точек зрения: как историю зла, историю воссоздания и историю восстановления.

 

8.1.1. История зла

 

Греховность истории вызвана грехопадением человека. Из-за грехопадения прародителей история человечества не могла осуществиться как история по Принципу, то есть как история добра; вместо того она оказалась наполнена войнами, страданиями, преступлениями, несчастьями и другими подобными явлениями. Понятно, что коренное разрешение всех проблем истории невозможно без разрешения проблемы грехопадения человека.

 

8.1.2. История воссоздания

 

Из-за грехопадения первых прародителей человечество постигла духовная смерть. Человек и мир утратили свою изначальную природу, еще оставаясь в состоянии несовершенства. Поэтому на протяжении всей истории Бог старался осуществить Свой промысл воссоздания человека и мира. История человечества соответственно стала историей воссоздания. В процессе воссоздания история человечества регулировалась теми же законами (закон творения) и Словом (Логосом), посредством которых Бог сотворил человека и Вселенную. Творение Божье осуществлялось через Слово, то есть Логос. Воссоздание не означает сотворение Вселенной заново. Поскольку грехопадение было совершено только людьми, то и воссозданию подлежат только люди, причем воссозданию посредством Слова. Именно поэтому на протяжении всей истории Бог посылал людям святых и праведников, пророков и других духовных руководителей, чтобы те несли им истину и духовное наставление.

 

8.1.3. История восстановления

 

Из-за грехопадения первых прародителей изначальная природа человека и мира оказалась искаженной, и в результате этот мир, идущий вразрез с Принципом, населяют люди, не соответствующие Принципу (не имеющие изначальной природы), ведущие жизнь, противоречащую Принципу, то есть жизнь, полную скорби и смятения. Таким образом, изначальный образ человека и мира, который был идеалом творения, стал идеалом, который необходимо возродить.

Исходя из этой точки зрения, Бог должен восстановить мир и людей, не соответствующих Принципу, и вернуть их к изначальному состоянию, чтобы сотворение мира не окончилось неудачей. Поэтому еще на заре истории человечества Бог провидел будущее восстановление изначальной природы падших людей и мира. Следовательно, история человечества стала историей провидения, то есть восстановления. Поскольку Бог есть Бог Принципа, а причиной грехопадения людей было несоблюдение ими определенных условий, то и восстановление осуществляется по определенным законам. Эти законы именуются законами восстановления.

 

8.1.4. Управляемая природа истории

 

До сегодняшнего дня только несколько религиозных лидеров и мыслителей подошли близко к представлению о том, что история по своей природе управляема. Но, скажем, в христианской провиденциальной концепции истории отсутствует четкая формулировка законов, которые ею управляют.

Гегель, объясняя развитие истории с точки зрения идеалистической диалектики, утверждал, что история есть процесс реализации свободы через разум, на основе чего делал вывод, что в конце концов разумное государство возникнет там, где будет в полной мере реализована свобода. Однако в Пруссии, которая, согласно теории Гегеля, оказывалась идеальным государством, свобода осталась нереализованной и история продолжила свой обычный ход. Законы истории, описанные Гегелем, оказались не соответствующими реальности.

В ХХ столетии Арнолд Тойнби (1889-1975) разработал культурологическую концепцию истории, явившуюся важной вехой в теории истории. Эта концепция содержит детальный анализ фаз рождения, роста, крушения и распада цивилизаций. Но и Тойнби не сформулировал четких законов истории.

Таким образом, осталась только материалистическая концепция истории Маркса, предлагающая голословную формулировку законов истории на основе псевдонаучного и безнравственного подхода. При этом христианская провиденциальная концепция истории потеряла свою привлекательность и была отвергнута многими как ненаучная, поскольку не смогла четко сформулировать законы движения истории.

Теория истории Философии Объединения выдвигает в качестве истинных законов, регулирующих ход истории, законы творения и законы восстановления. Раскрывая эти истинные законы развития истории, мы одновременно вскрываем ложность исторического материализма, показывая, что так называемые законы исторического материализма в действительности представляют собой не что иное, как догматические утверждения. Более того, подводя под законы истории теологическую основу, теория истории Философии Объединения возрождает традиционную провиденциальную концепцию истории, которая до сегодняшнего дня считалась ненаучной. Система общественных наук без провиденциальной теории истории не может быть полноценной.

 

8.1.5. Начало, направление и цель истории

 

В вопросе определения начала истории теория истории Философии Объединения совпадает с христианской провиденциальной концепцией, считая отправной точкой истории сотворение людей и их грехопадение. Далее встает вопрос о человеческом роде, а именно о том, являются ли расы подвидами в пределах одного вида (моногенизм) или разными видами (полигенизм). Теория истории в философии Объединения стоит на позициях моногенизма, утверждая, что прародителями всего человечества были Адам и Ева. Это утверждение подкрепляется законом, основанным на Принципе творения и гласящим, что творение начинается с единицы.

В чем же в таком случае заключается цель истории? Согласно теории истории, она состоит в осуществлении идеального мира творения. Под направлением истории подразумевается направление к достижению этой цели. Таким образом, мы выяснили начало и цель истории. Однако предстоит еще определить, как эта цель достигается. Каждый этап в развитии истории успешно завершается лишь в том случае, если в соответствии с Божьим провидением выполняется доля ответственности человека, особенно доля ответственности центральных личностей провидения. Характер развития истории, то есть наличие или отсутствие развития по прямой линии, возможность быстрого или медленного прохождения того или иного исторического отрезка, полностью зависит от усилий человека. Иными словами, процесс развития истории является неопределенным и доверен абсолютно свободной воле человека.

Такой подход, согласно которому цель является определенной, процесс развития неопределенным, а сам ход истории зависит от выполнения человеком своей доли ответственности, то есть от абсолютно свободной воли человека, именуется теорией ответственности.