Рассмотрение вопроса о происхождении Вселенной составляет основу любой системы философских взглядов. Этот вопрос является предметом онтологии. В соответствии с этим подход к проблемам реального мира обычно определяется содержанием используемой онтологии. Поясним эту мысль несколькими примерами.
1.4.1. Взгляды на Бога Блаженного Августина и Фомы Аквинского
Блаженный Августин утверждал, что Бог - есть дух, который создал материю и сотворил мир из ничего. Фома Аквинский, преемник учения Аристотеля о материи и форме, рассматривал Бога как чистую форму, не имеющую материи. Как и блаженный Августин, Фома Аквинский утверждал, что Бог создал мир из ничего.
Как такое понимание Бога соотносится с реальными проблемами? Распространение представлений о том, что дух первичен, а материя вторична, вызвало тенденцию к пренебрежению реальным физическим миром и повышенному вниманию к ментальному и духовному миру. Это привело к господству убеждения, что единственно важным моментом в жизни человека является его спасение после смерти. Но материальный мир также имеет ценность, пренебрегая которой христиане пришли к противоречию между реальным миром с присущей ему погоней за материальными богатствами и миром их веры, где обладание материальными благами допускается лишь в ограниченных, необходимых для жизни размерах. В результате теология христианства оказалась неспособной предложить решение земных актуальных проблем.
1.4.2. Теория ли-ци
В Китае во времена династии Сун неоконфуцианец Чжоу Дуньи (Чжоу Лянь-Си, 1017-1073) утверждал, что началом Вселенной является Великий предел (или Тай цзи). Чжан-Цзай (Чжан Хэнг-Цюй, 1020-1077) назвал его Великой пустотой (или Тай-сюй). Оба говорили о ци, как о единстве инь и ян. Поскольку ци обычно приравнивали к материи, эти теории были близки к материализму.
В отличие от этого теория ли-ци, которую отстаивал Чэн И (Чэн И-Чуань, 1033-1107), утверждала, что все сущее состоит из ли и ци. Эта теория была развита Чжу Си (1130-1200). Согласно его воззрениям, заявлениями стоит ли, которая представляет собой непостижимую субстанцию, а ци является материей. Чжу Си утверждал, что из ли и ци более существенна ли, являющаяся законом как для Неба и Земли, так и для человека. Он считал, что и законы Вселенной, и этические законы человеческого общества суть проявления одной и той же ли.
Повседневная жизнь, основанная на данной системе взглядов, была направлена на достижение гармонии согласия с законами Неба и Земли. В конце концов люди сосредоточили свое внимание на достижении порядка и соблюдении общественной нравственности. Более того, полностью полагаясь на волю законов, люди стали равнодушны к изменениям и кризисам в природе и обществе. Развилась тенденция к недооценке творчества и активного образа жизни, а следовательно, и управления природой и развитием общества. В результате приверженцы теории ли-ци оказались неспособными эффективно справляться с жизненными проблемами.
1.4.3. Абсолютный Дух Гегеля
Согласно Г. Ф. Гегелю (1770-1831), началом Вселенной является Бог, Который есть Абсолютный Дух. По Гегелю, Логос, или понятие, являющееся мыслью Бога, развивается через противоречия. Когда понятие достигает уровня Идеи, она отчуждает или отрицает себя, чтобы стать Природой. Через человека Идея восстанавливает себя, и в конечном итоге Абсолютный Дух актуализируется. Гегель рассматривал историю человечества как процесс, в ходе которого Логос реализует себя, и утверждал, что человеческое общество при осуществлении рационального государства в конечном итоге примет рациональную форму, в которой свобода будет реализована в высшей степени.
Таким образом, в философии Гегеля самореализация Логоса естественным образом привносит рациональные формы в реальный мир. Гегель утверждал, что рациональное государство будет реализовано в Пруссии. Это привело его к мысли, что существующее государство (Пруссия) неизбежно должно было стать рациональным. Таким образом, он утверждал иррациональную реальность. Взгляд Гегеля на Природу, как на форму инобытия Идеи, можно назвать своего рода пантеизмом 20, в котором заложена потенциальная возможность трансформации в атеистический гуманизм или материализм. Кроме того, философия Гегеля, трактующая противоречия как основную движущую силу развития, создает основу для создания теории борьбы типа марксистской. Таким образом, философия Гегеля оказалась неспособной разрешить проблемы современного ему прусского общества. Вместо этого она легла в основу атеистических философий, например марксизма.
1.4.4. Слепая воля Шопенгауэра
А. Шопенгауэр (1788-1860) противопоставлял рационализму Гегеля идею иррациональности мира. Согласно его взглядам, сущность мира - это слепая воля, действующая без всякой цели, которую он назвал слепой волей к жизни (blinder Wille zu Leben). Эта слепая воля к жизни движет человеком и заставляет его жить только ради жизни. Люди живут, не получая какого-либо удовлетворения, вечно находясь в стремлении к чему-то. Удовлетворение и счастье, по Шопенгауэру, - это не более чем мгновенные ощущения, а в действительности существуют только неудовлетворенность и боль. По существу, он рассматривал данный мир как мир боли. Взгляды Шопенгауэра порождают пессимизм. Он проповедовал спасение от мира страданий в художественном созерцании и религиозном аскетизме, однако то, что он предлагал, по сути сводится к теории эскапизма и едва ли может служить разрешению актуальных проблем.
1.4.5. Воля к власти Ницше
В противоположность Шопенгауэру, пессимистически относившемуся к жизни и утверждавшему, что сущностью мира является слепая воля к жизни, Фридрих Ницше (1844-1900), занимая позицию решительного жизнеутверждения, считал, что сущностью мира является воля к власти (Wille zur Macht). Согласно Ницше, воля, стремление быть сильным, управлять являются сущностью жизненной активности. Он создал концепцию сверхчеловека (Uebermensch), как идеального образа, воплощающего в себе волю к власти, и утверждал, что человек должен преодолеть любые испытания судьбы и быть готовым перенести любую боль в стремлении к достижению статуса сверхчеловека. Кроме того, Ницше полностью отрицал христианство и заявлял, что Бог мертв. Он утверждал, что христианская мораль сочувствует слабым, противостоит сущности жизни и фактически является моралью рабов.
Следовательно, взгляды Ницше представляют собой отрицание всех традиционных взглядов на жизненные ценности. Более того, его концепция воли к власти привела к заключению, что подлинным инструментом решения актуальных проблем является сила. Позднее взгляды Ницше были приняты на вооружение Гитлером и Муссолини, стремившимися к достижению власти. Таким образом, можно сделать заключение, что Ницше также не смог предложить решение современных общественных проблем.
1.4.6. Материализм Маркса
Карл Маркс (1818-1883) утверждал, что сущность мира - это материя и что мир развивается вследствие борьбы противоположностей или противоречивых элементов. Социальные преобразования, согласно Марксу, можно осуществить не средствами религии или политики, а только посредством классовой борьбы, радикально изменяющей производственные отношения (то есть экономическую систему).
Человек при этом рассматривается как классовое существо, принадлежащее либо к правящему, либо к управляемому классу. Личность имеет ценность, только если она участвует в революционной деятельности, находясь в борьбе на стороне управляемого класса (то есть пролетариата). В воззрениях Маркса отсутствует признание абсолютной ценности отдельной личности. Вот почему марксисты могли без всяких угрызений совести проводить массовое уничтожение людей, которые не приносили пользы революции или противостояли ей.
1.4.7. Онтология Философии Объединения
Как видно из предыдущих разделов, от того, как человек относится к проблеме происхождения Вселенной и атрибутам Бога, зависит его понимание сущности человека и природы общества, и это определяет методы решения актуальных проблем человеческой жизни и общества. Следовательно, логично предположить, что, имея правильный взгляд на Бога, то есть правильную онтологию, можно прийти к правильным и фундаментальным решениям актуальных проблем жизни личности и общества.
Согласно онтологии Философии Объединения, а именно теории Первоначального образа, ядром атрибутов Бога является Сердце. С Сердцем в центре, внутри первоначального сон-сан, внутренний сон-сан (то есть интеллект, эмоции и воля) и внутренний хён-сан (то есть идеи, концепции и пр.) участвуют в действии отдавания-и-принятия. Аналогично участвуют в действии отдавания-и-принятия первоначальные сон-сан и хён-сан (праматерия). Таково существование Бога. Когда цель задана Сердцем, действие отдавания-и-принятия получает развитие и происходит творение.
Традиционные онтологии сосредоточены на разуме, воле, идее или материи. Некоторые из них являются монистическими (утверждающими существенность только духа или только материи), другие - дуалистическими (считающими дух и материю взаимно независимыми субстанциями) и т.д. С точки зрения Философии Объединения, традиционные онтологии не содержат правильного понимания сущности атрибутов Бога и отношений между этими атрибутами.
Теория Первоначального образа Философии Объединения объясняет, что Божья цель творения заключается в осуществлении Царства Небесного - мира любви, истины, добра и красоты на Земле. Следовательно, интеллектуальные, эмоциональные, волевые способности человека, а также идеи и физические усилия должны быть направлены на достижение этой цели.