5.2.2. Воспитание уважения к принятым нормам

5.2.2.1. Воспитание ради укрепления семьи

 

Уважение к принятым нормам предусматривает такое воздействие на ученика, которое прививает качества, необходимые для того, чтобы создать семью и стать хорошим супругом. Мужчина должен освоить навыки, нужные мужу, а женщина - жене. Такое воспитание включает в себя также обучение людей правильному отношению к родителям, к детям, а также взаимоотношениям между братьями и сестрами в семье.

С особым вниманием нужно подойти к посвящению в святость и таинство сексуального поведения. В сексуальную связь следует вступать только в браке. Согласно Библии, Бог сказал Адаму и Еве: "А от дерева познания добра и зла, не ешь от него" (Быт. 2:17). Согласно этой заповеди, сексуальная близость священна и требует ответственности. Этот Завет адресован не только Адаму и Еве, он актуален и сегодня, являясь высшим правилом, которое не утратит своей значимости и в будущем. Соответственно, воспитание в уважении к принятым нормам предусматривает воспитание привычки к соблюдению законов. В первую очередь необходимо научить детей подчиняться заповеди Бога.

 

5.2.2.2. Воспитание человека, который руководствуется Логосом

 

В ходе воспитания уважения к принятым нормам человек одновременно превращается в существо, подчиняющееся Логосу, живущее в согласии с законом Неба. Это объясняется тем, что семья представляет собой микрокосм. Небесный путь - это закон действия отдавания-и-принятия, господствующий во Вселенной. Законы Неба выражаются в двух видах законов: закон природы и закон ценностей. Закон ценностей формирует нормы. Подобно тому как во Вселенной существуют порядок по вертикали и порядок по горизонтали, в семье также имеются вертикальный и горизонтальный порядки. То же самое справедливо и в отношении ценностей: имеются вертикальные и горизонтальные ценности. Кроме того, бывают и индивидуальные ценности. Вопрос о ценностях уже рассматривался в разделе "Аксиология".

Воспитание уважения к принятым нормам должно сопровождаться воспитанием Сердца. В нормах формулируются требования: "ты не должен желать этого", "ты должен делать то" и т.п. Но если нормы лишены любви, они превращаются в формальность и буквализм. Поэтому воспитание уважения к нормам возможно только в атмосфере любви. Иначе говоря, нормы и любовь должны быть едины.

Любовь, в которой отсутствуют требования нормы, обычно называют слепой. Если родители или учителя любят детей такой любовью, дети в результате будут презирать их. Родительская любовь и любовь учителей должны проявляться через власть и достоинство. Для этого их любовь должна соответствовать Логосу. Если любви недостаточно, а нормы излишне акцентированы, дети будут чувствовать свое бесправие и восстанут против родителей и учителей, потому что любовь должна быть выше норм. Даже если дети не подчиняются нормам, никогда нельзя их лишать любви.

Любовь и нормы должны быть едины. Любовь гармонична, она, образно говоря, пластична, тогда как нормы, так сказать, жестки и прямолинейны. Поэтому личность, в которой любовь и нормы едины, как бы объединяет в себе окружность и прямую линию. Любовь ищет пути к прощению и примирению, тогда как нормы стремятся к жесткому регулированию. Следовательно, такая личность, будучи одновременно максимально гармоничной и максимально жесткой, имеет характер с объединенной полярностью. Личность с таким характером иногда очень строга, а иногда проявляет чрезвычайную мягкость и всегда находит правильное отношение, соответствующее времени и месту.