9.2.6. Процесс познания и физические условия

Эпистемология Объединения является теорией, основанной на Принципе Объединения и Философии Объединения. И хотя не исключено, что данная эпистемология может содержать положения и термины, отличные от существующих в традиционных эпистемологиях, это не свидетельствует о ее ложности. Однако, если какое-либо утверждение эпистемологии Объединения противоречит установившимся научным теориям, может создаться впечатление несостоятельности ее концепции, что уже неоднократно бывало с прежними эпистемологиями. Это может привести к сомнению в ее универсальной ценности.

Однако доказано, что традиционные эпистемологии: эмпирическая, рациональная, трансцендентальная (кантова), материалистическая (марксистская) - не соответствуют установившимися научным взглядам и малоубедительны в свете современных достижений науки. Цель данного параграфа заключается в том, чтобы показать, что эпистемология Объединения состоятельна с точки зрения современных научных знаний.

 

9.2.6.1. Параллели между психологическими и физиологическими процессами

 

Основываясь на теории о дуальных свойствах Первоначального образа, Философия Объединения утверждает, что все предметы имеют дуальные свойства: сон-сан и хён-сан.

Человек является дуальным существом, обладающим душой и телом, а клетки, ткани и органы, образующие человеческое тело, также состоят из ментальных и физических элементов. Более того, все действия и операции, выполняемые человеком, также являются дуальными, что означает, что психологические и физиологические действия всегда происходят синхронно. Поэтому, с точки зрения Философии Объединения, психологические и физиологические процессы в познании всегда параллельны. Это означает, что ментальные операции познания происходят посредством действия отдавания-и-принятия между душой и мозгом (Рис. 9-7). Здесь душа означает единство души духа (душа духовного "Я") и души тела (душа физического "Я").

Уайлд Пенфилд (1891-1976), всемирно признанный авторитет в области изучения мозга, сравнил мозг с компьютером, сказав, что "...мозг - это компьютер, а мышление - программист" 35. Другой известный исследователь мозга Джон К. Экклз также считал, что разум и мозг отличны друг от друга, и проблему мышления и тела необходимо рассматривать как взаимодействие разума и мозга 36. Утверждения этих ученых находятся в согласии с воззрениями Философии Объединения, согласно которым ментальная активность происходит путем действия отдавания-и-принятия между душой и мозгом.

 

9.2.6.2. Источники, соответствующие протосознанию и протообразу

 

Ниже будут приведены некоторые научные взгляды, близкие к концепциям протосознания и протообраза, присущим только эпистемологии Объединения.

Как указано ранее, протосознание является Вселенским сознанием, которое пронизывает клетки и ткани живого существа, то есть жизнью, а протообраз - это образ, отраженный в протосознании, выступающей как бы "кинопленкой" сознания. Протосознание является целенаправленным сознанием, а протообраз - информацией. Это означает, что клетки имеют целенаправленность и выполняют определенные функции на основе содержащейся в них информации.

Рассмотрим протосознание и протообраз с точки зрения кибернетики. Кибернетика - это наука о передаче информации и управлении информацией в живых существах и машинах. В живых существах информационные биты поступают через органы чувств в центры, которые интегрируют их и посылают надлежащие команды исполнителям (мышцам). Это одно из кибернетических явлений, происходящих в живых существах.

Если мы рассмотрим отдельную клетку, то увидим, что внутри нее имеют место кибернетические явления: в клетке происходят непрерывные повторения передачи информации от цитоплазмы к ядру, которое реагирует на эту информацию, при этом клетка существует и размножается. Даже отдельной клетке свойственна автономия - это жизнь и протосознание.

Французский психолог Андре Гуде-Перро в своей книге "Кибернетика и психология" пишет, что ядро клетки, которое принимает клеточную информацию, выдает команды цитоплазменным органеллам (митохондриям, комплексу Гольджи и т.д.) выполнять химические реакции, необходимые для жизни клеток 37. Клеточная информация содержит все сведения, относящиеся к анатомическим формам и основным функциям живых существ 38.

Здесь могут возникнуть следующие вопросы. Во-первых, код (информацию) необходимо декодировать и запомнить, однако какой субъект осуществляет декодирование и запоминание этих кодов? Во-вторых, для того чтобы клетки ядра выдали команды, вызывающие химические реакции, необходимые для жизни клетки, ядра должны быть точно информированы о состоянии внутри клетки. Какой субъект выдает им эту информацию?

На эти вопросы физиология не может дать ответ, поскольку наука имеет дело исключительно с феноменологическими аспектами. В то же время Философия Объединения, с ее теорией дуальных свойств, может показать этот источник: внутри клетки действует целенаправленный элемент сон-сан, то есть сознание. Сознание, действующее внутри каждой клетки, - это протосознание (внутренний сон-сан), а информация - протообраз (внутренний хён-сан).

 

9.2.6.3. Соответствие психологических и физиологических процессов в трех стадиях познания

 

Как указано выше, познание проходит через следующие три стадии: стадию чувственного познания, стадию рассудка и стадию рационального познания. Согласно физиологии мозга, существуют физиологические процессы, соответствующие трем стадиям познания.

Кора головного мозга может быть условно разделена на три области: сенсорную область, принимающую сигналы от органов чувств, моторную область, выдающую наружу сигналы, относящиеся к волевым движениям, и ассоциативную область, которая разделена на лобную, теменную и височную ассоциативные подобласти. Считают, что лобная ассоциативная подобласть связана с функциями воли, творчества, мышления и эмоций; теменная ассоциативная подобласть - с функциями восприятия, суждения и понимания; височная ассоциативная подобласть - с механизмом памяти.

Прежде всего информация, относящаяся к зрению, слуху, вкусу, обонянию, осязанию и пр., передается через периферийные нервы в сенсорную область соответственно в виде визуального, слухового, вкусового, обонятельного, тактильного сенсоров (соматические сенсоры). Физиологический процесс, происходящий в сенсорной области, соответствует стадии чувственного познания. Затем информация из сенсорной области поступает в теменную ассоциативную область, где происходит ее осознание и оценка. Это соответствует стадии рассудка процесса познания. На основе этого понимания и оценки в лобной ассоциативной области происходит осмысление, а также выполнение творческой деятельности. Это соответствует стадии рационального познания. Таким образом, три стадии познания связаны с соответствующими физиологическими процессами внутри мозга (Рис. 9-8) 39.

 

9.2.6.4. Соответствие между психологическими и физиологическими процессами

 

Человеческому телу присуща способность постоянно получать различного рода информацию извне и изнутри тела, а также обрабатывать упомянутую информацию для получения на нее ответа. Стимуляция, получаемая рецептором (органом чувств), превращается в импульс, который проходит через афферентный, нервный путь нервного волокна, чтобы достигнуть центральной нервной системы. Центральная нервная система обрабатывает полученную информацию и выдает команду, которая в виде импульса проходит через эфферентный, нервный путь нервного волокна к эффектору, реагирующему на него (Рис. 9-9).

Когда реакция на раздражение происходит безотносительно к высшему центру, мы называем это рефлексом. Спинной мозг, мозговое вещество продолговатого мозга и средний мозг являются центрами рефлексов, посылающими соответствующие команды в ответ на раздражения.

Как происходит распространение какой-либо информации, поступившей в тело через рецептор? Информация, поступившая в рецептор, превращается в нервный импульс, представляющий собой электрический импульс. Нервный импульс возникает вследствие изменения электрического потенциала мембраны между возбужденной и невозбужденной частями нервного волокна. Нервный импульс распространяется по нервному волокну. Изменение электрического потенциала, происходящее в этот момент, получило название "потенциал действия".

В нераздраженном состоянии внутренняя часть мембраны нервного волокна заряжена отрицательно, но при прохождении через нее импульса заряд меняет свой знак и внутренняя часть оказывается заряженной положительно. Это явление происходит, когда в мембрану снаружи входят ионы натрия (Na+). Затем, когда из внутренней части мембраны наружу выходят ионы калия (К+), равновесие зарядов восстанавливается до предыдущего состояния (то есть до отрицательной заряженности). Таким образом происходят изменения электрического потенциала мембран, которые распространяются вдоль нервного волокна (Рис. 9-10).

Но как происходит передача нервного импульса через соединения между нейронами, то есть синапс? Здесь электрический импульс превращается в выброс химического передаточного вещества и в таком виде перемещается через промежуток синапса. По достижении следующего нейрона химический процесс вновь преобразуется в электрический. Другими словами, электрический сигнал нервного волокна преобразуется в химический сигнал синапса, а затем по достижении следующего нейрона снова превращается в электрический сигнал. Передаточными веществами в синапсе являются: ацетилхолин в двигательных и парасимпатических нервах и норадреналин в симпатических нервах.

Механизм передачи информации, представленный выше, может быть изображен посредством диаграммы (Рис. 9-11).

Выше приведены физиологические процессы передачи информации, однако, с точки зрения Философии Объединения, за физиологическим процессом всегда стоит сознание. Так, в движении рабочего тока, проходящего через нервное волокно, и передаточного вещества в синапсе всегда присутствует работа протосознания, воспринимающего содержание информации и передающего ее в центр. Иначе говоря, протосознание можно рассматривать как передатчик информации. Таким образом, следует уяснить, что наряду с рабочим током в нервных волокнах и химическим веществом в синапсах имеет место действие протосознания, являющегося передатчиком информации.

 

9.2.6.5. Соответствующие аспекты в формировании прототипов

 

Как уже говорилось, источники, соответствующие протообразу и образу отношений, являются содержанием клеток и тканей, а также взаимоотношений между этими элементами. Назовем их соответственно терминальный протообраз и терминальный образ отношений. С другой стороны, протообраз и образ отношений, возникающие в процессе познания на стадии рассудка, мы назовем центральный протообраз и центральный образ отношений.

В процессе, посредством которого терминальные протообразы достигают верхнего центра по нервным путям, они проходят отбор на каждом уровне центральной нервной системы и комбинируются, ассоциируются и размещаются с целью формирования центрального протообраза. Что касается терминальных образов отношений, то они также проходят отбор на каждом уровне центральной нервной системы и комбинируются, ассоциируются и размещаются с целью сформировать центральные образы отношений, которые, достигнув коры головного мозга, становятся формами мысли. При этом каждый уровень центральной нервной системы хранит протообразы и образы отношений на собственном уровне.

Помимо центральных протообразов и форм мышления, имеются также эмпирические образы. Эмпирические образы представляют собой результаты познания, то есть знания, полученные посредством опыта, сохраняющиеся в центре памяти. Они образуют часть прототипов, которая может быть использована для дальнейшего познания.

По мере того как информация переходит с более низких на более высокие уровни, количество информации, полученной центральной нервной системой (вход), и количество выданной информации (выход) возрастает. При этом методы обработки информации становятся все более содержательными и универсальными. Это напоминает работу административного учреждения: чем выше уровень, тем с большим количеством информации приходится иметь дело и тем более содержательными и универсальными становятся методы обработки этой информации.

В высшем центре - коре головного мозга - восприятие информации выступает как познание, хранение информации - как память, а вывод информации - как мышление (концепции), творчество и практическая деятельность. Интеграция в нижнем центре идет аналогично, хотя отличается по масштабам от интегрирования в коре головного мозга. В каждом центре происходит целенаправленное интегрирование с помощью сознания. Иными словами, на каждом уровне центральной нервной системы физиологическое интегрирование сопровождается ментальным интегрированием. Физиологический процесс передачи информации (нервные импульсы) в центральной нервной системе всегда сопровождается психологическими процессами (суждение, память, концепция и т.п.).

Что касается передачи образов отношений (образов формы), то следует отметить тот факт, что обработка информации становится все более универсальной при переходе от нижних к высшим центрам. Это означает, что, по мере того как обычные терминальные образы отношений поступают в высшие центры, эти образы отношений постепенно становятся универсальными и обобщенными. Достигая коры головного мозга, они уже полностью концептуализированы в форму мыслей и категорий.

 

9.2.6.6. Прототипы и физиология

 

Прототипы представляют собой идеи и концепции, которыми субъект уже обладает к моменту познания и которые можно назвать памятью. Ранее указывалось, что человек владеет априорными (первоначальными) прототипами и эмпирическими прототипами, которые, заимствуя физиологическую терминологию, можно назвать наследственной памятью и приобретенной памятью, последняя из которых приобретается посредством опыта 40.

Считается, что наследственная память, которая хранит информацию, относящуюся к клеткам и тканям человека как живого существа, находится в лимбической системе, то есть в той части головного мозга, которая содержит более старую кору, покрытую более новой корой. Но тут возникает вопрос о том, где же, с точки зрения физиологии, хранится приобретенная память?

Память можно подразделить на кратковременную память, которая действует несколько секунд, и долговременную память, срок действия которой длится от нескольких часов до нескольких лет. Считают, что кратковременная память построена с использованием электрических резонансных контуров. В отношении долговременной памяти предложены две теории: теория нейронных цепей и теория запоминающего вещества. Теория нейронных цепей основана на представлении о том, что каждая память хранит информацию в специальной сети, состоящей из нейронных цепей, соединительные узлы которых (синапсы) воспринимают изменения посредством повторяющихся нервных импульсов. Теория запоминающей субстанции основана на представлении о том, что рибонуклеиновая кислота, пептиды и другие соединения обладают запоминающей способностью. Однако в последнее время число исследователей, придерживающихся теории запоминающей субстанции, уменьшается 41.

Что же касается области, в которой хранится долговременная память, то она рассматривается следующим образом. Внутри головного мозга находится часть лимбической системы, называемая гиппокамп. Гиппокамп прежде всего участвует в первоначальной обработке информации, которую следует запомнить, а затем длительно хранить в памяти, находящейся в новой коре головного мозга (височная доля) 42. То есть, полагают, что память хранится с помощью гиппокампа в височной доле.

Гуде-Перро объясняет, что в процессе познания содержание такой памяти (хранимые знания) сопоставляется с информацией об объекте внешнего мира, поступающей через органы чувств, и делается оценка: "Информация, принятая чувствительными рецепторами, сопоставляется со знаниями, полученными чувствительным центром головного мозга и сохраняемыми в памяти, и осуществляется суждение" 43.

Приведенные воззрения соответствуют представлениям Философии Объединения о том, что информация, поступающая из внешнего мира, сопоставляется с прототипами (внутренними образами) и выносится суждение о том, согласуется ли она с прототипами 44.

 

9.2.6.7. Кодирование идей и идеизация кодов

 

При осуществлении процесса, посредством которого человек как субъект познает объект, информация, поступающая от объекта через органы чувств, превращается в импульс, являющийся разновидностью кода. Затем в чувствительном центре головного мозга происходит идеизация импульса, который отражается в сознании в виде образа (идеи). Это и есть "идеизация кода". С другой стороны, при осуществлении практической деятельности предпринимаются действия, основанные на определенных идеях. В этом случае идея превращается в импульс, который проходит по двигательным нервам и приводит в движение эффектор (мускул). Этот процесс представляет собой "кодирование идеи".

В соответствии с представлениями, принятыми в физиологии мозга, идея как результат познания хранится в особой области мозга - памяти, будучи закодированной в виде особой матрицы комбинаций нейронов. Чтобы воссоздать определенную информацию, закодированную таким образом, сознание дешифрует коды и воссоздает идею. То есть при хранении и вспоминании информации, по-видимому, происходит "кодирование идей" и "идеизация кодов". В этой связи нейрофизиологи М. С. Газзанига и Дж. Э. Ле-Ду утверждают следующее: "Наш опыт поистине многогранен, поэтому мы считаем, что различные аспекты опыта хранятся раздельно в мозге" 45. И далее: "Возможно, мы столкнемся с тем, что хранение, кодирование и декодирование памяти представляет собой многоаспектный процесс, многообразно представленный в мозге" 46.

Такой тип взаимного преобразования идей и кодов можно рассматривать как своего рода явление индукции, имеющей место между ментальной обмоткой типа сон-сан, несущей идею, и физической обмоткой (нейронами) типа хён-сан, несущей код, аналогично тому, как электричество перемещается между первичной и вторичной обмотками в процессе индукции. Взаимное преобразование идей и кодов дает основание для утверждения, что познание происходит посредством действия отдавания-и-принятия между психологическим и физиологическим процессами.