4.3. Уязвимость традиционных систем ценностей

Одна из причин разрушения ценностей заключается в том, что традиционные системы ценностей, прежде всего основанные на религии, сегодня утратили убедительную силу для людей. В этой главе объясняется, почему традиционные представления о ценностях четырех основных религий и гуманитаризма утратили свою силу убедительности. Проанализируем слабые места этих представлений о ценностях.

 

4.3.1. Уязвимость представления о ценностях в христианстве

 

Христианство проповедует превосходные добродетели, изложенные в Новом Завете:

"Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матф. 22:39).

"Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас игонящих вас" (Матф. 5:44).

"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" ("Золотое правило", Матф. 7:12).

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5:3-10). "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше" (1 Кор. 13:13).

"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал. 5:22-23).

Проповедуя эти и многие другие добродетели, христианство тем не менее подчеркивает, что "любовь назидает" (1 Кор. 8:1), то есть основой всех добродетелей является любовь. Утверждается также, что "любовь от Бога... Бог - есть любовь" (1 Иоан. 4:7,8). Это означает, что Бог есть основа любви. Однако в современную эпоху существование Бога отрицается Ницше, Фейербахом, Марксом, Расселом, Сартром и многими другими. Христианство оказалось неспособным эффективно противостоять идеям, отвергающим существование Бога. Иными словами, в столкновении теизма с атеизмом христианство потерпело поражение. В результате огромное количество людей перешло на сторону атеизма.

Кроме того, христианскому представлению о ценностях противостоит коммунистическая теория. Коммунистическая теория отрицает понятия абсолютной любви и любви к человечеству, провозглашаемые христианством, и утверждает, что истинная любовь имеет классовый характер, то есть оказывается любовью к товарищу по борьбе. В обществе, где существует борьба интересов, неклассовой любви быть не может. Человеку приходится выбирать либо сторону пролетариата, либо - буржуазии. И наконец, коммунистическая идеология утверждает, что любовь к человечеству - это пустые слова, которые нельзя претворить в жизнь. Для человека, слышащего такие утверждения, слова о классовом характере любви представляются более подлинными, чем чисто концептуальное христианское понятие любви. Христианское понятие любви оказывается не слишком убедительным, особенно для тех, кого невозможно убедить в существовании Бога.

Кроме того, сегодня в странах третьего мира появились "теологическая теория освобождения" и "теория зависимости стран". Согласно теологической теории освобождения, Иисус был революционером, пришедшим освободить угнетенных и бедных своей эпохи. Поэтому теологическая теория освобождения призывает истинных христиан на борьбу за социальную революцию. Таким образом, солидарность с неимущими при решении существующих проблем 10 хорошо согласуется с классовым характером любви коммунистической теории, что в итоге ставит эту теорию в один ряд с коммунистической. Согласно теории зависимости стран, нищета стран третьего мира проистекает от структурных противоречий между развитыми странами и странами третьего мира и оказывается неизбежной. Эта теория утверждает, что страны третьего мира могут избавиться от нищеты только путем противостояния развитым странам. Как и теологическая теория освобождения, теория зависимости стран имеет много общего с коммунистической теорией 11.

В отличие от коммунистической теории и теологическая теория освобождения и теория зависимости стран не имеют под собой сколько-нибудь прочной философской основы, исторической или экономической теории. Поэтому в итоге коммунистическая теория должна их поглотить. Что же касается христианства, то оно, по-видимому, неспособно разрешить эту проблему.

 

4.3.2. Уязвимость представления о ценностях в конфуцианстве

 

Учение Конфуция о ценностях можно свести к пяти нормам нравственного поведения, управляющим пятью видами человеческих отношений, четырем добродетелям, четырем началам, восьми принципам, принципу верности долгу и сыновней почтительности. Охарактеризуем в нескольких словах каждую из вышеприведенных составных частей.

 

4.3.2.1. Пять норм нравственного поведения, управляющих пятью видами человеческих отношений

 

Пять норм нравственного поведения описываются следующим образом: "Отношения отца и сына должны отличаться любовью; отношения монарха и подданного - справедливостью и добродетельностью; отношения мужа и жены - уважением; отношения старших и младших братьев - порядком; отношения друзей должны строиться на доверии". Эти принципы считались основой человеческих взаимоотношений, и именно на них делал упор Мэн-цзы.

 

4.3.2.2. Четыре добродетели

 

Мэн-цзы проповедовал четыре добродетели: человеколюбие (жэнь) 12, справедливость, благонравие и знание. Позднее Дун Чжуншу из династии Хань добавил "веру" и создал концепцию "Пути пяти основных добродетелей" (человеколюбия, справедливости, благонравия, знания и веры).

 

4.3.2.3. Четыре начала

 

Согласно учению Мэн-цзы, четыре начала это - сочувствие, чувство стыда и неприязни, чувство скромности и любезности, а также чувство одобрения и неодобрения. Согласно его учению, каждое из них дает начало одной из четырех добродетелей: человеколюбию, справедливости, благонравию и знанию.

 

4.3.2.4. Восемь принципов

 

Для достижения мудрого управления миром человек должен выполнять следующее:

а) исследовать большое количество вещей; б) расширять свои знания; в) руководствоваться праведными мыслями; г) очищать сердце; д) совершенствовать свою личность; е) направлять жизнь своей семьи; ж) хорошо управлять государством; з) нести миру спокойствие 13.

 

4.3.2.5. Верность долгу и сыновняя почтительность

 

Верность долгу и сыновняя почтительность - это добродетели, придерживаясь которых человек служит вышестоящим лицам и своим родителям.

Конфуцианство проповедует много других добродетелей, однако основа у них одна - жэнь (человеколюбие), а основой жэнь оказывается Небо 14. Однако конфуцианство не дает четкого объяснения понятия Неба.

В своей критике конфуцианства коммунисты используют положение коммунистической теории о "базисе и надстройке", считая, что учение Конфуция есть не что иное, как средство обоснования существующего строя. Они утверждают, что конфуцианские ценности были сфабрикованы правящим классом в эпоху феодализма, чтобы держать народ в послушании, и, следовательно, конфуцианство не соответствует требованиям современного демократического общества, следующего принципам равноправия и подчинения меньшинства большинству. Поэтому сегодня ценности конфуцианства забыты, конфуцианское представление о ценностях разрушается, семьями и обществом овладели беспорядок и смятение.

 

4.3.3. Уязвимость буддистских представлений о ценностях

 

Основополагающая добродетель буддизма - сострадание (mаitri), и, чтобы осуществлять его в жизни, нужно вести подвижническую жизнь. Через такую жизнь человек сначала достигает уровня Sravaka (человека, пробуждаемого учением), затем уровня Pratyeka Вuddha (человека, пробуждаемого самим собой в результате какого-либо события), затем - Bodhisattva (человека, стремящегося к просветлению) и, наконец, уровня Будды (человека, являющегося просветленной и совершенной личностью). Осуществление сострадания в жизни становится возможным только на уровнях Бодхисаттвы и Будды. На уровнях Sravaka и Pratyeka Buddha человек еще не готов проявлять сострадание.

Человек не осознает того, что все в мире изменяется, то есть является преходящим, он привязан к реальностям в течение всей жизни, и в этом и кроется причина его страданий. Чтобы избавиться от страданий, он должен отказаться от этой привязанности через жизнь подвижника. Уход от привязанности к жизни и избавление от страданий называются в буддизме "спасением" (Vimukti). Буддизм утверждает, что через спасение человек может погрузиться в самозабвение и прийти к осуществлению истинного сострадания в жизни.

Основополагающая идея Будды систематизирована в учении о четырех благородных истинах и о благородном восьмеричном пути. Четыре благородные истины включают в себя: а) истину страдания; б) истину причины страдания; в) истину прекращения страдания; г) истину благородного пути к преодолению причины страдания. Вкратце поясним содержание каждой истины:

а) Истина страдания говорит, что жизнь есть страдание.

б) Истина причины страдания проповедует, что причиной страдания является привязанность человека к жизни.

в) Истина прекращения страдания гласит, что для избавления от страдания человек должен отказаться от привязанности.

г) Истина благородного пути преодоления причины страдания состоит в том, что для избавления от страдания человек должен вести себя в соответствии с принципами благородного восьмеричного пути.

Благородный восьмеричный путь включает в себя:

1. Праведное воззрение.

2. Праведное стремление/мышление.

3. Праведную речь.

4. Праведное поведение.

5. Праведную жизнь.

6. Праведное усилие.

7. Праведное созерцание.

8. Праведное самоуглубление.

В результате исследования причин возникновения страданий у человека была создана система, состоящая из двенадцати пунктов и называемая учением о двенадцати причинах. Согласно этому учению, главной причиной страдания человека являются его желания, или жадность, а если посмотреть глубже, то невежество по отношению к Tathata (источнику Вселенной) или непонимание того, что боль и страдание не имеют существенного значения. Все виды страдания проистекают от этого невежества.

Махаяна, одно из направлений буддизма, проповедует необходимость соблюдения шести заповедей Рaramita) для достижения ступени Бодхисаттвы, включающих:

1. Щедрость - давать людям свое имущество и закон (истину).

2. Нравственность - соблюдать заповедь.

3. Терпеливость - вынести притеснения.

4. Мужественность - постоянно воплощать в жизнь путь Будды.

5. Способность к созерцанию - объединить дух.

6. Мудрость - обладать истинным всезнанием.

Источником упомянутых буддистских добродетелей является сострадание, а основой сострадания - Tathata, источник Вселенной 15. Однако сегодня буддистское представление о ценностях утратило убедительность. Это произошло потому, что буддистская доктрина столкнулась со следующими проблемами:

а) нет объяснения точной природы Tathata (источника Вселенной);

б) неясно происхождение дхарм (всех явлений);

в) отсутствует убедительное объяснение происхождения невежества;

г) невозможно добиться коренного решения существующих проблем (человеческой жизни, общества, истории) только путем подвижничества.

Буддизму также противостоит коммунистическая теория. Ее разногласия с буддизмом можно свести к следующему выводу. В реальном обществе сплошь и рядом наблюдаются эксплуатация, угнетение, противостояние богатых и бедных и другие социальные недуги. Причина этих пороков кроется не столько в невежестве, сколько в противоречиях внутри самой капиталистической системы. Согласно буддизму, подвижничество направлено только на спасение личности, однако не является ли оно способом ухода от реальности, способом избежать действительного решения проблем? Уход в подвижничество без решения существующих проблем - есть не что иное, как ханжество. Подвергшись нападкам такого рода, буддизм не смог дать достойного ответа.

 

4.3.4. Уязвимость представления о ценностях в исламе

 

Ислам считает Мухаммеда величайшим пророком, а Коран наиболее полным из священных писаний. Однако ислам также признает Авраама, Моисея, Иисуса и пророков, а пятикнижие Моисея, псалмы Давида и Евангелия - священными книгами. Поэтому исламские добродетели имеют много общего с иудейскими и христианскими.

Исламское учение о вере и исполнении религиозных предписаний сформулировано в шести догматах веры и пяти обязанностях верующего. Шесть догматов веры включают в себя: веру в Аллаха, в ангелов, в священные книги, в пророков, в Судный день, в то, что судьба человека находится в руках Аллаха. Пять обязанностей верующего включают в себя: произнесение слов исповедания веры, молитву, пост, налог в пользу бедных, паломничество в святые места.

Объектом веры является Аллах, единый и единственный, Творец и Владыка. На вопрос о том, кто такой Аллах, исламские теологи приводят 99 атрибутов, среди которых основные - "относящийся с состраданием" и "милосердный" 17. Следовательно, можно сказать, что из всех добродетелей ислама основополагающими оказываются сострадание и милосердие.

Таким образом, первоначально исламское представление о ценностях имело много точек соприкосновения с системами ценностей других религий и находилось с ними в гармонии. Однако в истории возникало множество конфликтов, включая войны между исламскими сектами и между исламом и другими религиями. Возникновение этих конфликтов позволило приверженцам коммунистической теории сделать вывод об отсутствии человеколюбия в исламе и заявить: "Любви к человечеству, как ее проповедует ислам, быть не может. Борьба между исламскими сектами доказывает это. В классовом обществе любовь имеет только классовый характер". Используя все эти конфликты в своих целях, коммунисты предприняли попытку превратить исламские страны в коммунистические или по крайней мере прокоммунистические.

Особенно серьезен конфликт между исламом, иудаизмом и христианством. Этот вопрос можно решить, только обратившись к истокам враждебности между двумя сторонами. Если Аллах милосерден, то почему он просто не покончит с этим конфликтом? Чтобы решить этот вопрос, необходимо найти ответы на несколько основных вопросов. Какова была цель Бога при сотворении человечества и Вселенной? В чем суть конфликтов между людьми в истории человечества? Каким образом Бог пытался спасти падшее человечество на протяжении всей истории?

 

4.3.5. Уязвимость представления о ценностях гуманитаризма

 

Термин гуманитаризм зачастую используется в том же значении, что и термин гуманизм. Однако, строго говоря, гуманитаризм, безусловно, отличается от гуманизма. Гуманизм - это совокупность взглядов, направленных на освобождение человечества путем создания благоприятных условий для самостоятельности человеческой личности. Гуманитаризм же содержит откровенные этические правила и настаивает на уважительном отношении к людям, филантропии, всеобщем братстве и т.д. В отличие от животных, людям присуща человечность, следовательно, ко всем людям следует относиться с уважением. Эту довольно туманную идею и представляет гуманитаризм. На сегодняшний день он не дает ясного объяснения природы человека. Гуманитаризм поэтому не защищен от нападок со стороны коммунистической идеологии. Представим себе, например, крупного бизнесмена-гуманиста. Коммунист может обратиться к нему с таким рассуждением: "Вы эксплуатируете своих рабочих, даже если не отдаете себе в этом отчета. Почему бы нам не построить общество, где все люди пользовались бы благами в равной мере?" А молодого человека-гуманиста, считающего овладение знаниями самым важным делом на свете, коммунист может спросить: "Чего ради вы учитесь? Не следует думать только о своем успехе. В конечном итоге все ваши знания будут служить интересам буржуазии. Не думаете ли вы, что свою жизнь мы должны посвятить людям?" Размышляя над такими вопросами, совестливый гуманист не сможет ничего возразить и будет считать, что коммунисты имеют основания для подобных утверждений. Люди с гуманистическими представлениями о ценностях не могут уверенно отражать нападки коммунистической идеологии.

Приведенные примеры показывают, что традиционные системы ценностей утратили убедительность. Следовательно, назрела острая необходимость в создании нового представления о ценностях.