7.4. Компоненты, необходимые для творчества

В процессе творчества присутствуют компоненты, необходимые субъекту (художнику), и компоненты, необходимые объекту (произведению искусства). Кроме того, существенными компонентами творчества служат техника, материал и стиль творчества. В данном разделе рассмотрен каждый из этих аспектов.

 

7.4.1. Качества, необходимые субъекту

7.4.1.1. Мотив, тема, концепция

 

В творческом процессе художник прежде всего устанавливает мотив и основанную на этом мотиве цель создания конкретного произведения. Затем появляется тема, далее - концепция. Тема - это главное содержание, которое надо воплотить в работе, а концепция - это план содержания и формы произведения искусства, которое может быть создано на данную тему.

Например, представим художника, который смотрит на осенний ландшафт, тронут его красотой и испытывает потребность нарисовать пейзаж. Эмоция, возникшая в этом случае, становится мотивом, и происходит установление цели создания картины осеннего пейзажа. Затем, если, к примеру, особенно сильное впечатление оставили клены, художник может принять решение выразить мотив, сосредоточившись на этих деревьях, и может избрать тему типа "Осенние клены". Как только определена тема, художник формирует конкретную концепцию ее воплощения (композицию, то есть расположение гор, деревьев, рек, неба, облаков и т.п., выбор соответствующих материалов, то есть красок, холста, бумаги и т.п.).

Творение Вселенной Богом можно описать так же, как мы описали создание произведения искусства. Можно сказать, что прежде всего был мотив и его концепция для творения. Это был эмоциональный импульс, "чтобы получить радость через любовь", а именно Сердце Бога. И у Бога возникла цель творения, то есть сотворение объекта любви, подобного Ему. Так была определена тема человека "Адам и Ева". Затем была установлена конкретная концепция человека и всего сущего, а именно Логос.

В Божьем акте творения Его внутренний сон-сан (интеллект, эмоции и воля) и внутренний хён-сан (идеи, концепции и законы) участвовали в действии отдавания-и-принятия внутри сон-сан Бога, будучи основаны на Сердце (цели), в результате чего была сформирована концепция (Логос). Формирование этого четырехпозиционного основания может быть приложено непосредственно к художественному творчеству. Можно сказать, что пред творением художник создает концепцию с использованием интеллекта, эмоций и воли, то есть внутреннего сон-сан - функции, основанной на мотиве (или цели), в направлении реализации темы или внутреннего хён-сан. Другими словами, художник создает концепцию посредством действия отдавания-и-принятия между внутренним сон-сан и внутренним хён-сан, основанного на цели создания произведения. Это можно понять как формирование внутреннего четырехпозиционного основания в художественном творчестве (Рис. 7-1).

Рассмотрим для примера скульптуру Огюста Родена (1840-1917) "Мыслитель", изображающую человека, сидящего в центре верхней ступени "Врат ада", которая была создана на основе первой части "Ад" из "Божественной комедии" Данте. Скульптура изображает поэта, погруженного в размышления и наблюдающего при этом, как люди в аду стонут от страха, тревоги и страдания. Мотив творения Роденом "Мыслителя" заключался в стремлении постичь истину человеческой жизни. Здесь тема - "Мыслитель", а изображение человека, погруженного в размышления, - концепция.

"Мыслитель" Родена и статуя задумавшегося Майтреи Бодхисаттвы эпохи династии Сима в Корее - совершенно разные произведения искусства, несмотря на то, что имеют одинаковую тему - личность, погруженную в размышления. Мотив последней - сердце человека, ожидающего Майтрею, который, как утверждают, был самым преданным учеником Будды и должен снова прийти, чтобы спасти все человечество. Как требует выражение внутреннего сон-сан, "Мыслитель" Родена обладает сильно выраженным интеллектуальным аспектом, тогда как статуя Майтреи основана на очищающей эмоции и поэтому вызывает благоговейные и возвышенные чувства.

 

7.4.1.2. Объектное сознание

 

Творчество - это деятельность, в которой художник находится в позиции объекта, доставляющего радость субъекту - Богу и целому (человечеству, нации, народу и т.п.), открывая ценности красоты. Для этого художник должен познать ощущение объектного сознания. Желание доставить радость Богу, высшему Субъекту, и проявить Его Славу является кульминацией объектного сознания. Содержание объектного сознания рассмотрено ниже.

Во-первых, художник должен быть готов утешать Сердце Бога, Который в течение всей истории человечества находился в удрученном и опечаленном состоянии. Бог создал человека и Вселенную, чтобы получать радость, и даже наделил человека творческой способностью. Поэтому изначальная цель человеческой жизни прежде всего заключается в том, чтобы доставлять радость Богу, а потому творческая деятельность человека должна осуществляться прежде всего с целью доставить удовольствие Богу. Однако люди отошли от Бога и утратили сознание, побуждающее их доставлять Ему радость. Это всегда вызывало печаль у Бога и вызывает доныне. Поэтому художник должен прежде всего утешать Бога в Его печалях.

Во-вторых, художник должен испытывать желание утешать мудрецов и праведников, в частности Иисуса, который прошел путь восстановления с Богом. Утешить их - значит утешить Бога, Который разделил с ними боль и печаль.

В-третьих, художник должен стремиться выразить деяния хороших и праведных людей прошлого и настоящего. То есть художник должен сотрудничать с провидением Бога, прославляя деяния тех людей, которых раньше и теперь преследуют обитатели грешного мира.

В-четвертых, художник должен провозвещать приход идеального мира. Поэтому его произведения должны выражать надежду и уверенность в будущем. Такие произведения открывают Славу Божью.

В-пятых, художник должен испытывать желание хвалить Бога, Творца, выражая красоту и таинственность природы. Бог сотворил природу на радость человечеству. Однако вследствие грехопадения человек не всегда умеет получать радость от красоты природы. Поэтому, испытывая благоговейный трепет перед природой, в которой проявляются атрибуты Бога, художник должен показывать красоту природы, хвалить Бога и приносить радость другим.

Художники, которые обладают объектным сознанием и посвящают всю свою энергию творческой работе, получают благословение Бога и помощь от духовного мира. Так возникают подлинные произведения искусства. Такие произведения можно рассматривать как плод совместного творчества художника и Бога.

Среди художников Ренессанса было немало таких, которые создавали свои произведения искусства на основе объектного сознания. Например, Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564) были именно такими художниками. Бетховен (1770-1827), который писал классическую музыку, создавал свои музыкальные композиции именно с таким объектным сознанием 12. Вот почему произведения этих художников стали бессмертными творениями.

 

7.4.1.3. Уникальность

 

Каждая личность является существом уникальным, созданным по подобию одного из индивидуальных образов Бога. Соответственно индивидуальность художника находит выражение в своеобразии произведения искусства. Это объясняется тем, что творение художника является выражением его индивидуальности, источник которой - индивидуальный образ Бога. Художник доставляет радость Богу и другим, раскрывая эту уникальность. Фактически индивидуальность каждого великого художника нашла полное выражение в вечных художественных творениях. Поэтому художник обычно незримо присутствует в своих работах, как, например, Бетховен в Шестой симфонии или Шуберт в Неоконченной симфонии.

 

7.4.2. Качества, необходимые объекту

 

Произведение искусства, как объект художника, должно наилучшим образом выразить требования сон-сан художника, например, такие, как его мотив (цель), тему, концепцию (план) и т.д. В этой связи необходимо использовать материалы, которые лучше всего подходят для проявления упомянутых требований сон-сан. И когда эти материалы использованы для творчества, физические элементы (компоненты) должны быть расположены таким образом, чтобы выразить полную гармонию. Это - требования хён-сан. Гармония физических элементов относится к ритму линий, гармонии форм, пространственной гармонии, гармонии света и тени, цветовой и тональной гармонии, гармонии цветовых пятен в живописи, гармонии движения в танцах, гармоничному делению и т.п.

Что касается гармоничного деления отрезка (деление в крайнем и среднем отношении, так называемое "Золотое сечение", известное с древних времен), то его можно получить, разделяя заданный отрезок АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (то есть АВ : ВС = АС : АВ). Приближенно это отношение равно 8/5. Если такая пропорция соблюдена, возникает ощущение устойчивости формы и соответственно - красоты. Например, если соотношение пространства над и под горизонтом или между передним и задним планом соответствует упомянутой пропорции, изображение дает ощущение гармонии. Принципы Золотого сечения использовались и в египетских пирамидах, и в готических соборах.

 

7.4.3. Техника, материал и стиль художественного творчества

7.4.3.1. Техника и материал

 

Двухуровневая структура творения в Первоначальном образе характерна прежде всего тем, что внутренний сон-сан и внутренний хён-сан участвуют в действии отдавания-и-принятия, основанном на цели формирования Логоса, после чего Логос и хён-сан вовлекаются в действие отдавания-и-принятия, основанное на цели творения. Вся творческая деятельность человека проходит обе стадии процесса. Это распространяется на любую человеческую деятельность, включая промышленное производство, сельское хозяйство, проведение научных и промышленных исследований.

Это же справедливо для процесса создания произведений искусства. Что касается формирования внутреннего четырехпозиционного основания, то этот вопрос мы уже рассматривали в терминах компонентов, необходимых для субъекта. В этом процессе внутренний сон-сан (интеллект, эмоции и воля) и внутренний хён-сан (тема) участвуют в действии отдавания-и-принятия на основе мотива (цели) и создают концепцию. Так происходит формирование внутреннего четырехпозиционного основания. Далее, в соответствии с концепцией, выработанной посредством внутреннего четырехпозиционного основания, создается произведение искусства с использованием материала. Это и есть формирование внешнего четырехпозиционного основания. Другими словами, внешнее четырехпозиционное основание сформировано посредством действия отдавания-и-принятия, основанного на мотиве (цели), в котором участвуют сон-сан (концепция) и хён-сан (материал). При формировании внешнего четырехпозиционного основания могут потребоваться специальная техника и навыки. Они называются техникой творчества.

Материал, необходимый для создания произведения искусства, состоит из материалов аспекта сон-сан (то есть объекта выражения) и материалов аспекта хён-сан (то есть средств выражения). Материал сон-сан - это сюжеты. При написании книги в прозе или стихах сюжетами являются подготовленные фабула и события. При написании картин сюжетами являются люди, пейзажи или другие образы. В художественном творчестве сюжет равнозначен теме при формировании внутреннего четырехпозиционного основания.

Материал хён-сан (то есть физический материал) - это средства. В скульптуре необходимы такие инструменты и материалы, как резец, мрамор, дерево, бронза и т.п. В живописи нужны краски, холст и т.п. Создавая произведение искусства, художник определяет качество и количество этих физических материалов и использует их для конкретных целей.

Таким образом, в процессе творчества художник прежде всего вырабатывает концепцию, после чего создает произведение, используя соответствующие материалы. Такой процесс называется процессом двухуровневой структуры творчества 13 (Рис. 7-2).

7.4.3.2. Стили и школы художественного творчества

 

Стиль творчества относится к методу художественного выражения, который является специфическим способом формирования двухуровневой структуры творчества. Основой здесь является манера, в которой сформировано внутреннее четырехпозиционное основание, или стиль концепции. Внутреннее четырехпозиционное основание формируется посредством действия отдавания-и-принятия между внутренним сон-сан (интеллект, эмоции и воля) и внутренним хён-сан (темой), основанного на мотиве (цели). Поэтому, если имеются различия в мотивах, они есть и между законченными произведениями. Когда мотив один, но внутренне сон-сан разные, произведения также отличаются. Они будут разными и в том случае, когда есть разница внутренних хён-сан. При наличии разницы между любыми из указанных трех элементов концепции будут также различны, как и сами произведения. В этом - источник различных стилей творчества. На основе этих различных стилей появились различные школы искусства. Ниже кратко описаны некоторые главные школы в истории искусства.

а) Идеализм

Идеализм- это стиль, который стремился выразить красоту путем идеализации человека и мира. Многие из художников ХVI столетия (эпохи Ренессанса) были идеалистами. Представителем этой школы художников был Рафаэль.

б) Классицизм

Классицизм относится к получившей распространение в ХVII - начале ХIX столетия тенденции следовать образцам выражения форм, свойственных искусству Греции и Рима. При этом важное место отводили целостности и гармонии форм. Типичным литературным произведением этой школы является "Фауст" Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832). Среди художников можно назвать Жака Луи Давида (1748-1825) и Жана Огюст Доминика Энгра (1780-1867).

в) Романтизм

Как реакция, направленная против классицизма, основанного на форме, в ХVIII и ХIХ столетиях появился романтизм, стремившийся дать живое выражение внутренних страстей. Среди романтиков мы можем назвать писателя Виктора Гюго (1802-1885), поэта Джорджа Байрона (1788-1824) и художника Эжена Делакруа (1798-1863).

г) Реализм/натурализм

Реализм - это тенденция изображать действительность такой, какая она на самом деле. Этот стиль появился как реакция на романтизм в период с середины до конца ХIХ века. Представителями этой школы являются художники Камиль Коро (1796-1875), Жан Милле (1814-1875) и Гюстав Курбе (1819-1877), писатель Гюстав Флобер (1821-1880) и другие. В реализме, как стиле, получили свое развитие тенденции позитивизма и сциентизма, которые привели к натурализму. Представителем школы натурализма является писатель Эмиль Золя (1840-1902). В области изящных искусств явных различий между реализмом и натурализмом не существовало.

д) Символизм

Символизм возник в конце ХIХ - начале ХХ столетия как реакция на реализм/натурализм. Как литературная школа, он стремился выразить чувства через символы, оставив традиции и формы прошлого. Ярким представителем этой школы является поэт Артюр Рембо (1854-1891).

е) Импрессионизм

Школа импрессионизма рассматривала образ, схваченный в какое-то мгновение, как истинный образ сущности и стремилась зафиксировать индивидуальные моментальные формы и цвета. Это движение развивалось главным образом во Франции в конце ХIХ столетия. Эдуард Мане (1832-1883), Клод Моне (1840-1926), Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917) и другие являются выдающимися художниками этой школы.

ж) Экспрессионизм

В противоположность импрессионизму, который изображал впечатления, возникшие как бы "вне", снаружи, экспрессионизм стремился выразить внутреннее состояние человека. Он возник в начале ХХ века как реакция на импрессионизм. Типичными представителями этой школы являются художники Василий Кандинский (1866-1944) и Франц Марк (1880-1916), а также писатель Франц Верфель (1890-1945).

з) Кубизм

Кубизм, возникший как движение в изобразительном искусстве в начале ХХ столетия, стремился, разложив объекты на простые формы, затем вновь сложить их в соответствии с субъективным восприятием художника. Типичным представителем этой школы является Пабло Пикассо (1881-1973).

и) Метод Объединения

Каков же художественный стиль теории искусств в Философии Объединения? Это - метод Объединения, в котором идеализм и реализм, будучи основанными на цели творения, объединены (Рис. 7-3).

Поскольку метод Объединения ставит своей целью осуществить Царство Небесное на земле, он придает большое значение реальной действительности. Поэтому метод Объединения является реализмом. Однако одновременно его идеал состоит в возврате в изначальный мир, сохраняя при этом реальность. Поэтому данный стиль является также и идеализмом. Таким образом, объединение реальности с идеалом становится принципиальным моментом творчества. Например, художник, следующий методу Объединения, изображая человека, наполняет его образ надеждой, стремлением преодолеть трудности реального грешного мира и мечтой об изначальном идеальном мире. Метод Объединения является своего рода методом Сердца, основанным на Сердце Бога. Таким образом, метод Объединения выражает идеал любви Бога, поэтому совершенно естественно, что он содержит также элементы романтизма. Однако это не тот романтизм, который был в прошлом. Он может изобразить любовь между мужчиной и женщиной, но это будет идеальная и действительная любовь между мужчиной и женщиной, основанная на любви Бога.

Различные стили и школы искусства, упомянутые выше, в широком смысле слова могут быть разделены на реалистические и идеалистические. Реализм здесь следует понимать не в том смысле, что это "стиль, который изображает реальность, как она есть", а скорее в том смысле, что это "стиль, который считают модным в определенный период времени". И идеализм здесь следует понимать не в том смысле, что это "стиль, который изображает идеального человека и идеальную реальность", а скорее в том смысле, что это "стиль, который пытается создать нечто новое, который сориентирован в будущее в противоположность тому, что считают модным в определенный период времени".

В этом смысле каждый из прошлых стилей начинал как "идеализм", а затем становился "реализмом". Можно сказать, что стиль Объединения как стиль в искусстве являет собой "единство реализма и идеализма" в описанном выше смысле.

В методе Объединения, который представляет собой стиль, созданный по образцу творческого акта Бога, основанного на Сердце и Цели творения, основа остается неизменной и вечной, хотя возможны стилистические различия, обусловленные уникальностью каждого человека.