10.2.1. Основные постулаты
10.2.1.1. Начало и направление мышления
Традиционные системы логики уделяли основное внимание изучению законов и форм мышления, тогда как логика Философии Объединения начинается с рассмотрения источника мышления. Логика Философии Объединения начинается с выяснения причин существования мышления, а затем переходит к изучению форм и законов мышления.
Итак, почему человек мыслит? Причина этого состоит в том, что в процессе сотворения Вселенной, а точнее, до начала ее сотворения, Бог сформировал в Своей душе Логос (Слово, Разум). Поэтому и человек, сотворенный по образу и подобию Бога, обладает способностью мыслить.
Тогда какова же цель мышления человека? Человек мыслит во имя осуществления цели творения, мотивом которой является любовь. Напомним, что Цель творения для всего сущего заключается в осуществлении всеобщей цели и индивидуальной цели. Всеобщая цель - это служение с любовью своей семье, ближним, государству, всему человечеству, в том, чтобы доставлять радость всему сущему, а в итоге - Богу. Индивидуальная цель состоит в удовлетворении собственных желаний. В конечном счете эта двойная цель является целью человеческой жизни. Во имя достижения этой цели человек и мыслит. Из этих двух целей, всеобщей и индивидуальной, приоритет, естественно, должен принадлежать первой.
Значит, мышление должно быть направлено в первую очередь на достижение всеобщей цели, а затем уже на достижение индивидуальной цели. Иными словами, изначально предполагалось, что мышление человека будет служить не достижению собственной эгоцентричной цели, а любви людей друг к другу.
10.2.1.2. Критерий мышления
Для логики Философии Объединения, как и для онтологии и эпистемологии, теоретическим источником является Первоначальный образ. Для того чтобы убедиться, что теория феноменального мира является правильной и истинной, надо обратиться к началу творения и найти ее критерий в Первоначальном образе. В этом заключается основополагающая позиция логики Философии Объединения. Очевидно, что критерий мышления является производным от критерия логической структуры Первоначального образа.
10.2.1.3. Взаимосвязанные области
Не только структура человеческой логики, но и структура человеческого познания, и структура существования всего сущего имеют основания в структуре Первоначального образа. Более того, структура действий человека по отношению к природе, то есть структура осуществления владычества над всем сущим, также основывается на структуре Первоначального образа. Этот вопрос подробно обсуждался в главе "Теория Первоначального образа", где рассматривается формирование внешнего четырехпозиционного основания.
Таким образом, логическая структура, структура познания, структура существования и структура владычества отражают структуру Первоначального образа. Отсюда, естественно, следует взаимосвязь этих структур. Это означает, что логика имеет определенное отношение к эпистемологии, онтологии, к практическим аспектам воспитания и образования, этики и т. д. Один из основных постулатов логики Философии Объединения заключается в утверждении, что она связана с различными другими областями (Рис. 10-7).
10.2.2. Логическая структура Первоначального образа
Внутреннее четырехпозиционное основание для развития, пребывающее внутри Первоначального образа, - это структура, которая выступает как критерий мышления (Рис. 10-8). Согласно пояснениям, приведенным в разделе "Теория Первоначального образа", между внутренним сон-сан и внутренним хён-сан возникает действие отдавания-и-принятия, основанное на цели, результатом которого является возникновение Логоса в душе Бога. Следовательно, структурой, формирующей Логос, является внутреннее четырехпозиционное основание для развития.
В процессе формирования Логоса цель определяет Сердце, и потому цель устанавливается на основе Сердца. В направлении осуществления цели внутренний сон-сан и внутренний хён-сан вступают в действие отдавания-и-принятия. Иными словами, причиной, побудившей Бога к мышлению и созданию Логоса, явилось осуществление цели творения, которая заключается в получении радости через любовь к Своим объектам.
Мотивацией человеческого мышления изначально должно было стать Сердце (любовь). Иными словами, человек должен мыслить для осуществления идеального мира творения (мира любви, мира гармонии) через любовь друг к другу. В действительности же, однако, все получилось иначе из-за грехопадения человека. Мышление (формирование внутреннего четырехпозиционного основания для развития) падшего человека в большинстве случаев основывается не на цели, идущей от Сердца, а на эгоистичной цели. Поэтому, как и следовало ожидать, действие отдавания-и-принятия между внутренним сон-сан и внутренним хён-сан приводит к возникновению злых помыслов.
На всем протяжении истории множество выдающихся религиозных деятелей разъясняли греховность злых помыслов. Мудрецы также придерживались праведного образа мыслей. Однако ни религиозные лидеры, ни философы не сформулировали четкого критерия праведного мышления. В этой связи Философия Объединения утверждает, что критерием человеческого мышления является структура формирования Логоса в Первоначальном образе.
После формирования в Первоначальном образе Логос вступает в действие отдавания-и-принятия с первоначальным хён-сан и образует внешнее четырехпозиционное основание. Таким образом, Божественная мысль воплощается в феноменальном мире. Формирование Логоса и последующее сотворение феноменального мира представляет собой двухступенчатую структуру творения в Первоначальном образе. Структура логики, служащая критерием мышления, на первой ступени двухуровневой структуры представляет собой внутреннее четырехпозиционное основание для развития, тесно связанное с внешним четырехпозиционным основанием для развития следующего уровня (Рис. 10-9). Следовательно, наше мышление не должно ограничиваться самим собой, оно должно следовать дальше к воплощению предмета мысли. Иными словами, мысль должна переходить в практические дела.
10.2.3. Две стадии процесса мышления и формирование четырехпозиционного основания
10.2.3.1. Стадии рассудка и разума
Познание имеет три стадии: стадию чувственного познания, стадию рассудка и стадию рационального познания. Это соответствует закону Философии Объединения о завершении процесса через три стадии. Поскольку стадия чувственного познания является входом, через который поступает информация извне, она представляет собой стадию формирования знания; мышление осуществляется на стадии рассудка, являющейся стадией роста, и на стадии рационального познания, которая представляет собой стадию завершения. На стадии рассудка мышление находится под влиянием информации извне, тогда как на рациональной стадии мышление обретает свободу.
Кант также говорил о трех стадиях познания. Стадия, на которой человек интуитивно воспринимает чувственное содержание, поступающее извне, выступает как стадия чувственного познания; стадия, на которой через формы мысли (формы рассудка) осуществляется мышление, выступает как стадия рассудка; и стадия, на которой процесс познания делается единым и управляемым, представляет собой стадию рационального познания 11.
В теории марксизма на стадии чувственного познания происходит отражение чувственного содержания в сознании человека. Затем идет стадия логического, или рационального, познания, на которой выносится суждение или делается умозаключение. Далее следует стадия практики, в процессе которой истина подтверждается практикой. В теории марксизма формы мышления предстают в качестве отражения форм развития внешнего мира.
На языке физиологии мозга, как следует из пояснений, приведенных в разделе "Эпистемология", стадия чувственного мышления реализуется в сенсорном центре, стадия рассудка - в теменной ассоциативной области, а стадия разума - в лобной ассоциативной области.
На стадиях рассудка и рационального познания формируется логическая структура по образу и подобию структуры Первоначального образа. На стадии рассудка мышление ограничено чувственными элементами (содержанием), поступающими извне. Познание на этой стадии завершается сравнением содержания внешнего мира с прототипом внутреннего мира. Затем в качестве структуры познания, или логической структуры, формируется внутреннее завершенное четырехпозиционное основание, сохраняющее идентичность. На рациональной стадии мышление действует свободно на основе знания, полученного на стадии рассудка; здесь может быть установлено новое понятие или замысел (новое тело). Структурой этой стадии является внутреннее четырехпозиционное основание для развития.
Образно говоря, сенсорный центр (чувствительность) представляет собой входную дверь в дом; теменная ассоциативная область является гостиной, а лобная ассоциативная область (разум) - жилой комнатой или кабинетом. Когда хозяину сообщают о визите гостя, он принимает его в гостиной. В момент личной встречи с гостем хозяин старается понять проблемы, с которыми пришел гость. При этом хозяин не может свободно думать о чем угодно, поскольку его мысли заняты беседой с гостем. Этот период можно соотнести со стадией рассудка. Однако после ухода гостя хозяин может уединиться в отдельной комнате и свободно думать о чем угодно, вновь и вновь возвращаясь к полученной от гостя информации. Этот процесс можно сравнить со стадией рационального познания.
10.2.3.2. Развитие мышления на стадии рационального познания
Как же происходит развитие четырехпозиционного основания на стадии рационального познания? Сначала через действие отдавания-и-принятия между внутренним сон-сан и внутренним хён-сан как итог мышления формируется логос первой ступени, то есть замысел (новое тело). Иногда процесс мышления на этом завершается, однако в большинстве случаев на основе этого итога формируется логос (замысел) следующей ступени. Логос, сформированный на первой ступени, хранится во внутреннем хён-сан в виде идеи или понятия и наряду с другим материалом (идеями, понятиями и т. д.) используется в качестве материала для следующей ступени мышления. Таким образом формируется логос второй ступени, который также хранится во внутреннем хён-сан для возможного использования на следующем этапе мышления. Затем формируется логос третьей ступени. Так процесс мышления продолжается до бесконечности. В этом заключается процесс формирования четырехпозиционного основания на стадии рационального мышления. Он называется развитием мышления по спирали (Рис. 10-10).
Итак, на стадии рационального познания процесс мышления может продолжаться до бесконечности, формируя четырехпозиционное основание для развития. Однако процесс развития мышления состоит из последовательного формирования завершенных четырехпозиционных оснований, и, как следует из пояснений, приведенных выше, как только завершается один этап, начинается следующий. Развитие процесса мышления состоит из повторения этих завершаемых этапов.
10.2.4. Основные формы мышления
Мышление (или познание) на стадии рассудка осуществляется в результате основанного на цели действия отдавания-и-принятия между чувственным содержанием и прототипами. Сначала должна быть правильно установлена цель. Правильная цель есть цель творения, основанная на Сердце (любви).
Как говорилось в разделе "Эпистемология", прототипы и образы отношения, формируемые в протосознании, связываются с подсознанием в нижнем центре посредством периферийных нервов. Они являются априорными (первоначальными) прототипами, с которыми человек рождается. Образы отношения становятся формами мысли, которые накладывают определенные ограничения на познание или мышление.
Подсознание в нижнем центре имеет определенные формы (образы формы). Предположим, например, что у человека аппендицит. Нижний центр, представляющий собой единое целое с протосознанием, заранее обладает информацией о сон-сан и хён-сан (функциях и структуре), относящихся к аппендициту. Поэтому нижний центр сразу же улавливает аномальные явления и посылает соответствующие указания аппендиксу вернуться в первоначальное нормальное состояние.
Слишком сильная подвижность желудка может привести к спазмам, если же подвижность желудка слишком слаба, это может вызвать птоз желудка. Нижний центр имеет информацию относительно силы подвижности желудка. При слишком сильной или слишком слабой подвижности желудка нижний центр регулирует его силу подвижности соответствующим образом. Этот вид информации относится к аспектам ян-сон и ым-сон.
Клетка состоит из ядра и протоплазмы, которой управляет ядро. Ядро и протоплазма находятся во взаимоотношениях субъекта и объекта. Подсознание нижнего центра обладает информацией относительно субъекта и объекта внутри клетки.
Подсознание обладает также чувством времени и пространства. Поэтому, в случае если в какой-либо орган занесена инфекция, подсознание направляет в этот орган белые кровяные тельца, чтобы попытаться ее побороть.
Подсознание имеет информацию и о взаимоотношениях конечного и бесконечного. Например, по истечении определенного периода времени красные кровяные тельца погибают. В теле постоянно вырабатываются новые клетки, а старые отмирают. Подсознание осведомлено об этих временных рамках. В теле также есть клетки и органы, которые существуют и функционируют, одновременно поддерживая свою долговечность, бесконечность и циклическую природу. Подсознание осведомлено и об этом (то есть о долговечности, бесконечности, цикличности).
Таким образом, подсознание нижнего центра обладает информацией о формах сон-сан и хён-сан, ян-сон и ым-сон, субъекта и объекта, времени и пространства, конечного и бесконечного и т. д. Образы этих соотношений, отраженные в подсознании, представляют собой образы формы, которые посылаются в мозговой центр и превращаются в формы мыслей в процессе мышления.
Роль формы мышления в процессе мышления можно пояснить на примере игры в футбол. В футболе игроки бегают и бьют по мячу, как им заблагорассудится, однако они соблюдают определенные правила. Аналогично, разум оперирует мышлением свободно, однако мышление осуществляется с помощью определенных форм, находящихся под влиянием образов формы.
Формы мышления называются также категориями. В Философии Объединения категории определяются на основе принципов четырехпозиционного основания и действия отдавания-и-принятия. Такой подход используется потому, что четырехпозиционное основание и действие отдавания-и-принятия являются центральными понятиями Философии Объединения. В Философии Объединения определено десять категорий, смысл которых раскрыт в разделе "Эпистемология".
В прошлом многие мыслители разрабатывали системы понятий и категорий, многие из которых близки по смыслу к категориям Философии Объединения. Например, категориям сущности и явления Западной философии в философии Объединения соответствуют категории сон-сан и хён-сан.
В Философии Объединения различаются первичные и вторичные категории. К первичным категориям относятся десять основных форм. Вторичные категории разработаны на основе первичных. Некоторые из них соответствуют категориям, принятым в традиционных философиях. Перечень первичных и вторичных категорий приведен ниже. Количество вторичных категорий неограниченно, и мы приводим только некоторые из них.
Первичные категории |
Вторичные категории |
Существование и сила |
Качество и количество |
Сон-сан и хён-сан |
Содержание и форма |
ян-сон и ым-сон |
Сущность и явление |
Субъект и объект |
Причина и следствие |
Позиция и местоположение |
Общее и индивидуальное |
Неизменность и изменяемость |
Абстрактное и конкретное |
Действие и результат |
Субстанция и атрибут |
Время и пространство |
|
Число и принцип |
|
Конечность и бесконечность |
|
Но если первичные категории сон-сан и хён-сан близки к категориям сущности и явления или содержания и формы, зачем вводить эти новые, малоизвестные термины? В основе Философии Объединения лежат такие понятия, как четырехпозиционное основание, действие "начало-разделение-единство", действие отдавания-и-принятия и т. д. Без них Философия Объединения потеряла бы свой каркас. А обозначить указанные понятия без указанных категорий было бы весьма сложно.
Категории и системы взглядов тесно взаимосвязаны. Иными словами, зная категории, можно составить представление и о системе взглядов, а если иметь представление о системе взглядов, будут понятны и ее категории. Категории являются как бы визитной карточкой системы взглядов. Поскольку Философия Объединения является новой теорией, естественно, что ей потребовались собственные категории, а следовательно, и новые термины, соответствующие теории.
Марксистская теория имеет свои категории, теория Канта - свои, теория Гегеля - свои. Философия Объединения также имеет свои категории, отражающие ее характерные особенности. Эту задачу выполняют десять основных первичных категорий.
10.2.5. Основные законы мышления
В формальной логике основными законами мышления являются: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Философия Объединения включает еще один основной закон - это закон отдавания-и-принятия.
Что формирует критерии мышления в структуре Первоначального образа? Структуру Первоначального образа представляет четырехпозиционное основание, которое формируется через действие отдавания-и-принятия. Следовательно, самым основным законом человеческого мышления в философии Объединения является закон действия отдавания-и-принятия, или закон отдавания-и-принятия. Именно на основе этого закона устанавливаются закон тождества, закон противоречия и т. д.
Логические формы высказываний образуются при помощи смысловых связок, таких, как "и", "или", "если... то", "не". Без этих связок не может быть вынесено ни одно суждение, ни одно умозаключение. С точки зрения Философии Объединения, суждения или умозаключения, имеющие смысловые связки, выносятся на основе действия отдавания-и-принятия методом сопоставления. Связки служат для определения коррелятивных отношений между терминами суждения или между суждениями умозаключения.
Логические законы можно выразить при помощи связок. Это возможно потому, что логические законы содержат правила употребления связок. Например, силлогизм, представляющий собой типично дедуктивное умозаключение, может быть выражен при помощи связок следующим образом: "если А (большая посылка) и В (меньшая посылка), то С (заключение)". Рассмотрим, к примеру, следующий силлогизм:
Человек смертен.
Сократ - человек.
Следовательно, Сократ смертен.
Если мы сравним суждения "человек смертен" (большую посылку) с суждением "Сократ - человек", то увидим, что объем понятия "человек" больше объема понятия "Сократ" и что понятие "Сократ" входит в понятие "человек". Следовательно, мы приходим к заключению, что "Сократ смертен". Таким образом, мы имеем дело с действием отдавания-и-принятия методом сопоставления (Рис. 10 -11).
Кроме того, каждое суждение также выражается через действие отдавания-и-принятия. В приведенной выше большей посылке мы сравниваем понятия "человек" и "смертность" и приходим к заключению, что "человек смертен". Таким образом, здесь также имеет место действие отдавания-и-принятия методом сопоставления (Рис. 10-12).
Рассмотрим теперь вопрос законов мышления и его свободы. Если мышление подчиняется законам, то о какой его свободе можно говорить? Как было сказано ранее, внутренний сон-сан и внутренний хён-сан вступают в действие отдавания-и-принятия, в результате чего формируется Логос. Разум в пределах внутреннего сон-сан обладает свободой. Однако в пределах внутреннего хён-сан уже установлены законы, которые нельзя отменить.
В таком случае что же такое свобода разума? Внутренний хён-сан содержит различные идеи и понятия. Свобода разума означает, что разум свободен в выборе этих идей и понятий. Несмотря на то, что цель и направление мышления определены, замысел зависит от свободы выбора человека. Через опыт человек постигает множество идей и понятий. Свободно комбинируя и соединяя их, он вырабатывает новое понятие, или замысел. В этом и заключается свобода разума, или свобода мышления.