1.2.2. Логос

В первой главе Евангелия от Иоанна сказано: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1:1-3). Смысл этого Евангельского постулата в том, что все было сотворено посредством Слова Божьего. Философия Объединения разделяет это положение, допуская, что Бог создал Вселенную Своим Словом. Слово в данном контексте тождественно Логосу. Отождествление Слова с Богом принадлежало, как утверждают, Апостолу Иоанну, испытывавшему идейное влияние Филона Александрийского (ок. 25 до н.э.-40 н.э.), который рассматривал Логос как бы второго Бога. Однако отождествление Слова с Богом порождает проблему, нашедшую выражение, в частности, в учении Гегеля. Считая, что Идея, или Логос, является Богом, Гегель описал творение Вселенной как саморазвитие Идеи, или Логоса. В результате личностный аспект Бога как Творца в его философии оказался утраченным.

С точки зрения философии Oбъединения, Логос - это мышление Бога и Слово, произнесенное Богом. Логос, как Слово Бога, является концепцией, или чертежом, каждого созданного предмета творения в период их создания. Поэтому Логос есть мультиплицированное тело (т.е. созданное тело), возникшее внутри Божьей души.

Когда внутренние сон-сан и хён-сан вовлечены в действие отдавания-и-принятия, сосредоточенное на цели творения, возникает концепция, или чертеж, который мы называем Логосом. В качестве примера представим себе, что Бог на основе Сердца ставит перед собой цель сотворить ради человека птицу. Стремясь осуществить эту цель, Бог погружается в размышления, используя Свои волю и интеллект, в особенности разум. Он задумывается: "Какой формы мне сделать птицу? Какого цвета? Какой формы и структуры сделать ей крылья? Как сформировать ее скелет и плоть?" Далее, Бог приходит к созданию образа птицы путем сочетания различных идей внутри Своего внутреннего хён-сан. Этот процесс ведет к созданию предварительной концепции птицы. На этом этапе в процесс включаются эмоции Бога, позволяющие Ему почувствовать, насколько удачен тот или иной аспект концепции. Если Бог чувствует, что в идее создания птицы есть нечто неудовлетворительное, Он реконструирует идею, вновь применяя волевые и интеллектуальные способности. Посредством такого процесса Бог в конце концов завершает Свой замысел.

Внутренний сон-сан состоит из интеллекта, эмоций и воли, тогда как внутренний хён-сан состоит из идей, концепций, законов (принципов) и математических зависимостей. Когда внутренний сон-сан и внутренний хён-сан, включаясь в действие отдавания-и-принятия, формируют Логос, особо важная роль приходится на такие элементы, как разум внутреннего сон-сан и законы, находящиеся во внутреннем хён-сан. Имея в виду особую роль разума и законов в формировании Логоса, Логос можно понимать как единство разума и законов.

Поскольку Вселенная сотворена посредством Логоса как единства разума и законов, каждый предмет творения содержит элементы разума и элементы закона (или математические компоненты), причем оба эти элемента работают в единстве. (Разум отражает сущность свободы, ибо составляет часть функционального аспекта, а закон проявляется в виде необходимости.) Таким образом, свобода и необходимость всегда объединены в функции разума-закона - Логос. В человеке функция разума действует сравнительно сильно, в то время как в других элементах природы функция разума слаба по сравнению с законом или необходимостью, которые действуют сравнительно строго.

Логос - это разум-закон, но он известен также как закон Вселенной, или Небесный путь. Фактически Логос, действующий в природе, правильно просто назвать законом. Но это не означает, что в природе нет свободы.

Считается, что Вселенная развивается в течение последних 15 - 20 миллиардов лет, известно также, что ее развитие имеет определенное направление. Некая система планет (например, Солнечная) появилась в результате конденсации газообразной среды в первичной Галактике, в которой и образовалась Земля. На Земле появились растения, животные и, наконец, человек. Как можно охарактеризовать такое развитие Вселенной?

По этому вопросу существуют следующие точки зрения. Согласно первой точке зрения, Вселенная стала такой, как она есть, случайно, в результате реализации одной из нескольких возможностей. Согласно второй точке зрения, Вселенная развивается в определенном направлении, делая это вынужденно, в соответствии с законом природы. А третья точка зрения гласит, что Вселенная развивается автономно в заданном направлении, исключая многие другие альтернативные возможности.

Материализм, естественно, выберет первую или вторую точку зрения. Философия Oбъединения останавливается на третьей точке зрения и утверждает, что Вселенная была сотворена через Логос. Она также объясняет, что направление развития Вселенной было определено разумом на основе действия законов. Согласно философии Oбъединения, Вселенная обладает неким космическим сознанием, составляющим ее жизненную энергию. При наличии множества различных возможностей Вселенная развивалась в определенном конкретном направлении.

Чтобы уяснить данный вопрос, рассмотрим, для примера, жизнь растения. Из семени появляется побег, из которого вырастает ствол, на нем образуются ветви и листья, затем расцветают цветы, и растение приносит плоды. Жизненная энергия, заложенная в семени, действует таким образом, что заставляет растение развиваться по определенной схеме. При этом имеют место и приспособление к окружающим условиям, и выбор из ряда возможных вариантов. Таким образом, в развитии растения участвует не только закон, но и разум как ментальный элемент. У животных элемент разума действует более сильно, чем у растений.

В человеческой жизни Логос проявляется как единство свободы и этического закона. Иными словами, люди должны действовать согласно свободной воле, но соблюдая определенные нравственные законы. Несоблюдение этих законов приводит к распаду семьи и возникновению социальных конфликтов. Жизнь человека должна быть основана на законах этики и следовать свободной воле. В Боге Логос сформирован на основе Сердца, а цель Сердца осуществляется через любовь. Следовательно, законы этики направлены на осуществление любви.

Преподобный Мун Сон-Мён говорит, что Вселенной правит закон любви. Это означает, что Вселенная функционирует ради цели, которая состоит в осуществлении любви Бога. Например, Земля вращается вокруг Солнца вследствие действия всемирного тяготения. Таким образом, Земля обеспечивает свое существование, одновременно формируя среду, в которой может жить человечество. До настоящего времени ученые концентрировали свое внимание только на законах природы, однако наступило время, когда они должны открыть ментальный элемент (элемент разума), аспект целесообразности и закон любви, действующие в природе.