5.2.3. Воспитание владычества

Техническое образование, интеллектуальное и физическое воспитание

5.2.3.1. Воспитание с целью совершенствования владычества

 

Чтобы усовершенствоваться во владычестве, личность прежде всего должна получить интеллектуальное воспитание в отношении объектов владычества. Именно для этого и необходимо интеллектуальное воспитание. Кроме того, для развития творческих способностей личность должна получить технические знания. Этой цели служит техническое образование. Далее, поскольку предполагается, что люди будут субъектами владычества, они должны обладать физической силой. Этой цели служит физическое воспитание. Совокупность интеллектуального, технического и физического воспитания называется воспитанием владычества.

Воспитание владычества основано на общем образовании, которое при углубленном развитии становится специализированным образованием в разных областях. Интеллектуальное воспитание включает обучение таким специальным знаниям, как естественные науки, политика, экономика, культура и социальные дисциплины. Техническое образование и физическое воспитание учеников заключаются в подготовке в различных специализированных областях. Художественное воспитание можно рассматривать как своего рода техническое образование.

Посредством воспитания владычества личность обучается методам применения своих творческих способностей. Творческие способности являются врожденными и представляют собой творческий потенциал каждого человека. Однако для его реализации необходимо воспитание умения владычествовать.

 

5.2.3.2. Развитие творческих способностей и двухступенчатая структура творения

 

Развитие творческих способностей предполагает совершенствование умения формировать внутреннее и внешнее четырехпозиционное основание в двухступенчатой структуре творения. Здесь умение формировать внутреннее четырехпозиционное основание означает способность формировать Логос (то есть план или концепцию). Чтобы научиться формировать Логос, человек должен овладеть огромным запасом знаний, что осуществляется благодаря интеллектуальному воспитанию, а также поднять уровень внутреннего хён-сан (идей, концепций и т.п.) как в качественном, так и в количественном отношениях. Поскольку внутренний сон-сан (интеллект, эмоции, воля) воздействует на внутренний хён-сан, основываясь на Сердце, человек строит план или проект, используя информацию, находящуюся во внутреннем хён-сан. Развить Логос - значит развить новые идеи, а в промышленности - создать технические новации.

Развитие умения формировать внешнее четырехпозиционное основание заключается в повышении способности реализовать новые идеи, применяя инструменты и материалы, в соответствии с определенным планом, то есть в совершенствовании навыков внешнего действия отдавания-и-принятия. Для этого требуется техническое образование. Конечно, здесь нужны и хорошие физические способности. Поэтому для расширения физических возможностей человека физическое воспитание столь же необходимо, как и другие виды воспитания.

 

5.2.3.3. Воспитание владычества на основе всеобщего воспитания

 

Воспитание владычества должно основываться на воспитании Сердца и воспитании уважения к принятым нормам и осуществляться в тесной связи с ними. Интеллектуальное, техническое и физическое воспитание принесут пользу, а творческие способности проявятся в полной мере только на основе Сердца (любви) и норм.

Воспитание Сердца и уважения к принятым нормам должно в равной мере охватить всех, поэтому оно и составляет так называемое всеобщее воспитание. Что касается воспитания владычества, то его содержание должно определяться исходя из способностей, интересов и желаний людей. Одни могут отдать предпочтение естественным наукам, другие - литературе, третьи - экономике и т.д. Таким образом, воспитание принимает различные направления в зависимости от предпочтений и склонностей каждой личности. В этом смысле воспитание владычества - индивидуальное воспитание.

Можно сказать, что всеобщее и индивидуальное воспитание находятся в отношениях сон-сан и хён-сан. Это обусловлено тем, что воспитание Сердца и уважения к принятым нормам относится к духовному воспитанию, то есть воспитанию души, тогда как воспитание владычества является материальным воспитанием, в том смысле, что учащийся изучает определенные дисциплины для реального осуществления владычества над сущим. Поэтому всеобщее воспитание (воспитание Сердца и уважения к принятым нормам) и индивидуальное воспитание (воспитание владычества) должны идти параллельно. Такой подход и означает сбалансированное воспитание (Рис. 5-2), то есть воспитание, включающее аспекты всеобщности и индивидуальности.

Попытки воспитания любви, а также этического и нравственного воспитания, хотя и не совсем совершенные, предпринимались в Древней Греции, средневековой Европе и т.д., предпринимаются они и в настоящее время. Однако сегодня эти виды воспитания отошли на задний план, уступив приоритет тому, что мы называем несбалансированным воспитанием, то есть воспитанию с чрезмерным упором на знания и технику. Это приводит к деформации человеческой природы. Поэтому нужна новая теория воспитания с новым взглядом как на воспитание любви, так и на этическое и нравственное воспитание. Именно на этой основе следует строить интеллектуальное воспитание и техническое образование. Только в результате такого сбалансированного воспитания можно развивать науку и технологию в правильном направлении. Человечеству совершенно ясно, что предстоит разрешить проблемы народонаселения, разрушения природы и др. Именно путем такого воспитания учителя смогут восстановить свой авторитет.

К этому следует добавить, что исходной точкой воспитания является воспитание в семье. Школьное воспитание - это расширение и развитие семейного воспитания. Естественно, семейное и школьное воспитание необходимо объединить. Если игнорировать это условие, осуществить должное воспитание, особенно воспитание Сердца и воспитание уважения к принятым нормам, невозможно. В этом случае единство воспитания оказывается недостижимым.