7.8. Типы красоты

7.8.1. Типы любви и красоты с точки зрения Философии Объединения

 

Когда субъект и объект вступают в действие отдавания-и-принятия, основанное на цели, это определяет красоту. Соответственно, красота меняется в зависимости от наблюдателя (субъект), а также в зависимости от типа объекта (произведение искусства, явление природы). Существует бесчисленное разнообразие видов красоты, однако можно установить несколько типов красоты, объединив сходные виды красоты в группы. Ученые попытались представить основные, с их точки зрения, типы красоты и дать характеристику специфических качеств каждого типа.

Как было указано выше, с точки зрения Философии Объединения, любовь и красота неразделимы, и красота не может существовать отдельно от любви. Чем больше родители любят своих детей, тем более красивыми они им кажутся. Аналогично по мере усиления любви возникает ощущение, что красота объекта становится все неотразимее. Любовь и красота образуют взаимно противоположные контуры в действии отдавания-и-принятия между субъектом и объектом. Можно сказать, что субъект дает любовь объекту, а объект возвращает субъекту красоту. Иными словами, любовь и красота образуют "две стороны медали". В соответствии с этим при размышлении над типами красоты прежде всего нужно осмыслить типы любви.

Любовь Бога проявляется раздельно в семье, где основными формами любви являются три вида раздельной любви: родительская любовь, супружеская любовь и любовь детей. Эти основные типы любви могут быть дополнительно разделены на: 

1) отцовскую и материнскую любовь;

2) любовь мужа и любовь жены; 

3) любовь сына и любовь дочери; 

4) братскую любовь (любовь старшего брата, любовь младшего брата); 

5) сестринскую любовь (любовь старшей сестры, любовь младшей сестры); 

6) юношескую любовь, любовь подростков. 

Здесь любовь отца и любовь матери или любовь мужа и любовь жены находятся в корреляционных отношениях, поэтому каждая может быть названа "любовью одной стороны" по отношению к другой.

Отцовская любовь отличается такими качествами, как строгость, великодушие, широта, серьезность, глубина, бережность и т.п. Соответственно этому, любовь отца выражается в виде строгой любви, великодушной любви, щедрой любви, серьезной любви, глубокой любви, любви, вызывающей благоговение, и т.п. С другой стороны, материнская любовь отличается мягкостью и миролюбием и выражается в виде изящной любви, благородной любви, теплой любви, деликатной любви, нежной любви, страстной любви и т.п.

Далее идет супружеская любовь. Любовь мужа - это любовь мужчины, так что ее проявления в отношении жены можно охарактеризовать как активную любовь, преданную любовь, мужественную любовь, решительную любовь и т.п. Любовь жены - это любовь женщины, которая ее мужу предстает как пассивная любовь, примиряющая любовь, покорная любовь, сдержанная любовь и т.п.

Любовь детей предстает родителям как послушная любовь, покорная любовь, трогательная любовь, юношеская любовь, забавная любовь, прелестная любовь и т.п. Кроме того, имеются специфические особенности в любви старшего брата к своим младшим братьям и сестрам, любви старшей сестры к своим младшим братьям и сестрам, любви младшего брата к своим старшим братьям и сестрам, а также младшей сестры к своим старшим братьям и сестрам. Три основные формы любви различаются подобным образом и проявляются в виде любви с бесчисленным количеством оттенков.

В соответствии с тремя основными формами любви существуют три основные формы красоты: родительская красота, супружеская красота и детская красота. Эти формы можно подразделить на: 1) отцовскую красоту, материнскую красоту; 2) красоту мужа, красоту жены; 3) красоту сына, красоту дочери; 4) красоту брата (красоту старшего брата, красоту младшего брата); 5) красоту сестры (красоту старшей сестры, красоту младшей сестры); 6) юношескую красоту, красоту подростка и т.п. Упомянутые виды можно дополнительно подразделить на красоту соответствующих различных характеристик. Сюда входят:

красота отца: строгая красота, великодушная красота, щедрая красота, серьезная красота, глубокая красота, красота, вызывающая благоговение;

красота матери: изящная красота, благородная красота, сердечная красота, деликатная красота, нежная красота, страстная красота;

красота мужа: мужская красота, активная красота, преданная красота, мужественная красота, решительная красота, смелая красота;

красота жены: женская красота, пассивная красота, примиряющая красота, покорная красота, сдержанная красота, нежная красота;

красота детей: послушная красота, покорная красота, трогательная красота, юношеская красота, забавная красота, прелестная красота.

Любовь, которую отец дает своим детям, не всегда проявляется как спокойная и теплая. Если дети не подчиняются его приказам, он строго отчитывает их. Понятно, что детям это может не понравиться, но позднее они почувствуют благодарность. Любовь не всегда тепла, подобно весне, иногда она бывает строга, подобно зиме. Такую строгую любовь дети могут ощущать как красоту, которая может быть названа строгой.

Предположим, что ребенок совершил ошибку и возвращается домой, ожидая, что будет строго наказан отцом. А тут неожиданно отец прощает ребенка, говоря: "Все в порядке". В этом случае ребенок может почувствовать, что отец его красив, как широкий океан. Это - великодушная красота. Таким образом, когда дети получают от своего отца любовь разных видов, они соответственно ощущают различные нюансы красоты. Любовь матери всегда мягка и миролюбива. Дети ощущают любовь матери как изящную и нежную красоту.

Любовь мужа жена воспринимает как мужскую и настойчивую. Это - мужская красота. Напротив, любовь жены муж ощущает как женскую и нежную. Это - женская красота.

Изначальная природа детей заключается в том, чтобы доставлять удовольствие своим родителям, и они стараются доставить удовольствие, рисуя картинки, танцуя или как-то по-иному выражая ее. Такова любовь детей, и родители воспринимают их действия как прелестную красоту. Иногда родители могут ощущать их как умилительно-забавные. Это - умилительно-забавная красота. Более того, по мере взросления детей родители воспринимают их новую красоту, соответствующую возрасту. Уникальные виды красоты проявляются среди детей, а именно среди братьев и сестер, что соответствует братской и сестринской любви.

Вышеупомянутые виды красоты иногда выступают как комбинированные и преображенные, что позволяет демонстрировать еще более разнообразные виды красоты. Когда это встречается в мире природы или в области искусства, получают свое выражение красота природы и красота произведения искусства. Различные виды красоты, сформированные в человеческих отношениях в семье, преобразуются в отношения между человеком и природой, а также между человеком и искусством.

Например, глядя на высокую гору или водопад, низвергающийся с высокой скалы, человек ощущает торжественную красоту, которая оценивается как расширение и преображение отцовской красоты. Восхищаясь тихим озером или спокойным лугом, мы ощущаем красоту как расширение и преображение материнской красоты. Прелесть молодняка у животных или побегов у растений является расширением и преображением красоты детей. То же можно сказать о произведениях искусства. Картины и скульптуры, изображающие Деву Марию, выражают материнскую красоту, а в готической архитектуре можно увидеть расширение и преображение отцовской красоты.

 

7.8.2. Традиционные типы красоты

 

В истории эстетики в качестве основных типов красоты принимали грацию (Grazie) и величественность (Erhabenheit). Грация - это такой тип красоты, от которого получают удовольствие непосредственно и положительно, то есть это хорошо согласованная, гармоничная красота. Величественность - это такой тип красоты, который вызывает ощущение удивления или чувство благоговения, как, например, при созерцании высоких гор или вздымающихся волн.

Кант, например, указал, что внутри красоты (грации) имеются компоненты свободной красоты (freie Schoenheit) и прикладной красоты (anhaengende Schoenheit). Свободная красота относится к такой красоте, которую ощущает каждый и в отношении которой нет каких-либо особых ограничительных концепций. Прикладная красота относится к такой красоте, которая зависит от определенных целей (или концепций) и которую воспринимают как красивую вследствие ее практической полезности, например: удобную для ношения, пригодную в быту и т.д.

Кроме того, в теории искусства обычно упоминают другие типы красоты, например: чистую красоту (Reinschoene), трагическую красоту (Tragische), комическую красоту (Komische).

Однако эти традиционные типы красоты получили определения на основе человеческого опыта, поэтому критерии их классификации достаточно расплывчаты. В противоположность этому типы красоты в теории искусства Философии Объединения основаны на четких принципах.