4.4. Создание нового представления о ценностях

4.4.1. Создание абсолютного представления о ценностях

 

Сегодня, когда ценности рушатся, создание нового представления о ценностях приобретает первостепенное значение. Однако предотвратить распад ценностей, противопоставив ему относительные представления о ценностях, невозможно. Необходимо абсолютное представление о ценностях, созданное на основе выяснения природы Бога, Его цели (цели творения) и законов (Логоса), которыми Он руководствовался при сотворении человечества и Вселенной.

Бог сотворил человека в качестве объекта Своей любви, стремясь получить радость от его любви. Чтобы доставить радость людям, Бог сотворил все сущее как объект любви человека. Абсолютные ценности относятся к ценностям истины, добра и красоты, основанным на Божьей любви (абсолютной любви), то есть Абсолютной истине, абсолютном добре и абсолютной красоте. Важной чертой нового представления о ценностях является то, что истинные ценности возникают на основе абсолютной любви.

Объединение систем ценностей представляет собой объединение критериев оценки ценностей (особенно это касается такой ценности, как добро), из чего следует, что все добродетели - это абсолютные ценности в различных формах выражения и, наконец, что все добродетели существуют во имя осуществления абсолютной любви.

Новое представление о ценностях - это не новая система, которая отрицала бы традиционные представления о ценностях христианства, конфуцианства, буддизма, ислама и т.п. Оно базируется на традиционных ценностях. Поскольку основы, на которых зиждутся традиционные ценности, разрушены, их необходимо восстановить, чтобы возродить и упрочить традиционные ценности. Ниже рассматриваются теологические, философские и исторические основы, утверждающие абсолютность нового представления о ценностях.

 

4.4.2. Теологическая основа для абсолютной ценности

 

Теологическая основа сводится к вопросу о реальности существования Абсолюта во Вселенной, именуемого "Богом" в христианстве, "Небом" в конфуцианстве, "Татхагата" в буддизме, "Аллахом" в исламе и т.п.

Обоснование данной теологической основы требует выяснения не решенных традиционными религиями вопросов, например о том, с какой целью Бог (или Абсолют) сотворил человечество и Вселенную. Как уже было сказано в теории Первоначального Образа, причина сотворения человечества и Вселенной Богом заключается в том, что Бог - это Существо Сердца. Сердце есть "чувственное побуждение поиска радости путем любви". Это побуждение и стало причиной того, что Бог сотворил людей в качестве объектов Своей любви, а Вселенную - в качестве среды их обитания. Таким образом, с позиций положения о Боге Сердца мы имеем обоснованное объяснение цели творения Бога. Это положение - убедительное основание для подтверждения существования Бога.

Бог желал, чтобы человек имел Его образ и подобие, ибо в этом случае радость Божья обрела бы высшую степень осуществления. По этой причине Бог дал человеку Три Благословения. Иными словами, Бог дал наставления мужчине и женщине совершенствовать свою личность, свою семью, свое владычество над всем творением. Таким образом, Божья цель творения была бы достигнута через осуществление человеком Трех Благословений. Рассматривая вопрос с этой точки зрения, мы приходим к заключению, что добродетели, проповедуемые различными религиями, могут согласоваться друг с другом в воплощении Трех Благословений как пути реализации цели творения Бога.

 

4.4.3. Философская основа для абсолютной ценности

 

Системы ценностей христианства, конфуцианства, буддизма и ислама возникли приблизительно в период с VI века до н.э. по VII век н.э. В этот период истории людям приходилось безоговорочно подчиняться авторитетам. Поэтому общества того времени безропотно принимали учения Конфуция, Будды, Иисуса или Мухаммеда. Однако в наше время сохранение этих ценностей сопряжено с трудностями, так как современные люди обладают более практичным, аналитическим и логическим складом ума. Отсюда очевидна необходимость придать этим системам ценностей более современный характер с помощью их рационального объяснения.

В Древней Греции и на Востоке на основе изучения природы мудрецы вырабатывали представления о ценностях и жизни. В Китае, в частности, Чжу Си утверждал соответствие законов природы законам этики, убеждая, что законы природы соотносятся с законами этики человеческого общества. В наше время сходную позицию занимает марксизм, хотя его концепция закона природы ошибочна. Марксизм считает, что общество развивается по законам природы (иначе говоря, материалистической диалектики).

Следовательно, нам также необходимо исследовать природу и Вселенную, рассмотреть действующие там законы и как производное получить представление о ценностях. Закон, действующий во всей Вселенной, - Небесный путь - является критерием для определения этических и нравственных норм. Именно в этом заключается понятие философского обоснования абсолютных ценностей.

Перед нами встают вопросы о соответствии законов природы законам этики и о возможности непосредственного перенесения законов природы на законы этики. С точки зрения Философии Объединения, все сущее обладает дуальными аспектами сон-сан и хён-сан. Следовательно, можно прийти к заключению, что законы этики, являющиеся законами аспекта сон-сан, и законы природы, являющиеся законами аспекта хён-сан, находятся во взаимоотношениях соответствия.

Самым важным моментом при этом надо считать правильное понимание природы. Как уже говорилось в главе "Онтология", марксизм базируется на неверном понимании природы и поэтому пришел к ложному выводу о развитии природы через борьбу противоположностей. В результате образ жизни, основанный на таком толковании природы, также оказался неверным.

Согласно философии Объединения, основополагающий закон Вселенной проявляется не в законах диалектики, а в законе отдавания-и-принятия, который, как говорилось в главе "Онтология", имеет следующие характеристики: 1) коррелятивность; 2) целенаправленность и сосредоточенность; 3) порядок и местоположение; 4) гармоничность; 5) индивидуальность и взаимосвязанность; 6) сохранение индивидуальности и развитие; 7) круговое движение. Итак, рассмотрим представления о ценностях на основе этих характеристик закона Вселенной.

Вселенная имеет как вертикальный, так и горизонтальный порядок построения. Луна вращается вокруг Земли, Земля - вокруг Солнца, Солнечная система - вокруг ядра Галактики, а Галактика вращается вокруг центра Вселенной. Это вертикальный порядок построения Вселенной. С другой стороны, планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон двигаются каждая по своей орбите вокруг Солнца, являющегося центром притяжения. Это горизонтальный порядок построения Вселенной. Планеты располагаются в гармоничном порядке, и между ними нет какого-либо несоответствия или противоречий.

С точки зрения системы упорядоченности, семья - вселенная в миниатюре. Следовательно, в семье также имеется система упорядоченности, соответствующая системе упорядоченности Вселенной, а значит, и ценности, создаваемые на основе этой системы. В соответствии с вертикальным порядком построения Вселенной в семье устанавливается система вертикальных ценностей. Родители проявляют родительскую любовь к детям, а дети - сыновнюю любовь и почтение к родителям. В этом заключается система вертикальных ценностей на уровне семьи.

При перенесении этой системы на общество и государство можно прийти к различным видам других ценностей. Милосердие и справедливость правителя к народу и верность народа правителю; долг учителей по отношению к ученикам и уважение и послушание учеников к учителям; защита младшего старшим и уважение старшего младшим; власть начальников над подчиненными и повиновение подчиненных начальникам и т.д. - все это примеры вертикальных ценностей на различных уровнях.

В соответствии с горизонтальным порядком построения Вселенной в семье присутствует и система горизонтальных ценностей. Это гармоничная любовь между супругами и братская любовь между братьями и сестрами. Эта любовь в свою очередь перерастает в представление о ценностях и обнаруживается по отношению к коллегам, соседям, соотечественникам, обществу, человечеству и т.д. в виде таких ценностей, как доброжелательность, терпимость, справедливость, верность, вежливость, скромность, милосердие, сотрудничество, помощь, взаимопонимание и т.д.

Если такие вертикальные и горизонтальные ценности будут поддерживаться в обществе, последнее будет жить в мире и благотворно развиваться. В противном же случае в обществе воцарится смятение. Упомянутые ценности - не пережитки феодализма, скорее это ценности, которые человечество должно соблюдать вечно, ибо вечен закон Вселенной, а закон развития общества соответствует закону Вселенной.

Кроме того, закону Вселенной присуща особенность, которая также определяет индивидуальные ценности человека. Все индивидуальные существа во Вселенной участвуют в порядке построения Вселенной, одновременно сохраняя свои уникальные характеристики. В человеческом обществе каждый человек также развивает свои способности и одновременно вступает во взаимоотношения с другими людьми. Индивидуальные ценности включают в себя честность, праведность, воздержание, храбрость, мудрость, самообладание, терпение, независимость, стремление к самосовершенствованию, самоконтроль, справедливость, усердие, целомудрие и т.д. Все вышеупомянутые ценности позволяют индивиду совершенствовать самого себя.

Рассмотренные вертикальные, горизонтальные и индивидуальные ценности не новы. Их проповедовали конфуцианство, буддизм, христианство, ислам и другие религии. Однако не имея под собой философской основы, эти традиционные ценности утратили четкость. В результате сегодня они уже неспособны привлекать людей. Именно поэтому мы стремимся возродить традиционные ценности на прочной философской основе.

 

4.4.4. Историческая основа абсолютной ценности

 

Перед нами также встает вопрос, можно ли утвердить ценности с исторической точки зрения? Коммунистическая теория утверждает, что не только феномены природы, но и история человечества развивается через борьбу (так называемую классовую борьбу). Однако, как это показано в разделе "Теория истории", развитие человеческих обществ через борьбу не соответствует действительности, так как оно осуществляется только через гармоничное действие отдавания-и-принятия между субъектом и объектом (то есть между руководителями и народами). Действительно, в истории имела место борьба, однако это противостояние неправомерно классифицировать как классовое. Уточним, что это конфронтация между силами относительного добра и относительного зла. Можно также сказать, что это конфликты между различными системами ценностей. Иными словами, это была борьба между стороной, цель которой находилась больше в согласии, чем в разногласии с Небесным путем (сторона, представляющая относительное добро), и стороной, цель которой находилась больше в разногласии, чем в согласии с Небесным путем (сторона, репрезентирующая относительное зло). Бывали случаи, когда сторона относительного зла на некоторое время побеждала сторону относительного добра, однако в конечном счете победа всегда была на стороне относительного добра. По словам Мэн-цзы, выжили те, кто повиновался Небу, те же, кто ослушался, погибли.

Борьба между добром и злом скорее имела целью повернуть историю на более правильный путь, чем цель ее развития (см. раздел "Теория истории"). Анализ хода истории подтверждает этот вывод. Светские государства возникали и рушились, а религии, стремившиеся следовать Небесам, сохранились. Кроме того, учения и дела святых, а также жизнь праведников служили примером для людей, живших после них, несмотря на то, что в свое время многие из этих святых и праведников пали жертвами сил зла. Это доказывает действие закона Небесного пути в истории, а также то, что Небесный путь есть феномен абсолютный и ни один правитель не может отвергать его безнаказанно.

Другой закон истории гласит, что уже в ее начале существовала цель. Сотворение Вселенной происходило согласно идеалу (Логосу), сосредоточенному на цели (цели творения). Семени или яйцу (их генетической структуре) живых существ изначально присуща идея развития, и рост семени и яйца происходит в соответствии с ней. Точно так же и на заре истории существовал идеал, и история развивалась в направлении достижения этого идеала. Иными словами, истории присуща цель, в соответствии с которой и должна была двигаться история. Этой целью был народный идеал совершенной страны, о чем говорится в мифологии и других памятниках культуры, равно как и совершенное человечество, описанное в священных религиозных книгах.

История человечества стала искаженной из-за грехопадения прародителей человека. Несмотря на это, через мифологические символы и образы, через священные книги Бог донес до нас представление об идеальном мире, каким он должен был быть согласно изначальному идеалу творения, об утраченном идеальном мире, который необходимо восстановить на протяжении истории человечества. Идеал, к которому стремится человечество, - это мир добра, покоя и счастья. Условием существования этого мира является следование Небесному пути. Таким образом, можно сказать, что мир будущего, к которому стремится история, - это мир, пребывающий в гармонии с Небесным путем и имеющий прочно утвердившееся истинное представление о ценностях.