Прежде чем перейти к изучению нового представления о ценностях, рассмотрим, что такое ценности, затем перейдем к основе, на которой возникают различные ценности, и, наконец, к различным видам ценностных категорий.
4.1.1. Что такое ценность?
В широком смысле слова ценности можно разделить на материальные и духовные. Материальные ценности относятся к ценностям, определяющим повседневные потребности человека, например к вещам. В отличие от материальных, духовные ценности соответствуют умственной, эмоциональной и волевой способностям, или истине, добру и красоте. Из этих двух видов ценностей аксиология Объединения в первую очередь имеет дело с духовными ценностями.
Понятие ценности относится к свойству объекта, которое удовлетворяет желание субъекта. Другими словами, когда объект обладает определенным свойством, соответствующим желанию или воле субъекта, и признается субъектом в качестве отвечающего его требованиям, это особое свойство объекта можно назвать ценностью. Иначе говоря, ценность есть нечто, принадлежащее объекту. Она становится реальной, только если субъект признает ее в качестве таковой. Например, несмотря на возможное наличие в данный момент цветка, ценность этого цветка не станет реальной, если кто-либо (субъект) не осознает его красоту. Чтобы ценность обозначилась, субъект должен признать свойство объекта и оценить его как имеющее значимость.
4.1.2. Дуальность желания, цели и ценности
Прежде чем обсуждать понятие ценности, необходимо проанализировать желание субъекта. Философские интерпретации ценностей (в том числе и материальных) обычно ограничивались рассмотрением объективных феноменов, без анализа человеческих желаний. В этом была их слабость, они были подобны дереву без корней или зданию без фундамента. Дерево без корней не может не зачахнуть, а здание без фундамента обязательно рухнет. Поэтому существующие теории обнаруживают свою беспомощность в решении различных социальных проблем. Например, экономические теории, касающиеся материальных ценностей, не в состоянии устранить беспорядок в современной экономике. Кроме того, одна за другой возникают проблемы, неожиданные для экономистов, например влияние взаимоотношений между рабочими и администрацией на результаты производственной деятельности. Почему же так происходит? Причина кроется в отсутствии анализа самого человеческого желания. Каждый экономист знает, что поводом для экономической активности служит человеческое желание. Однако сколько-нибудь серьезных исследований этой темы нет. Поэтому многие теории стали похожи на здание без фундамента. Итак, чтобы правильно понять суть дела, начнем с анализа желания.
Поскольку человек является существом с объединенными аспектами сон-сан и хён-сан, то есть существом с дуальной душой (духовное и физическое), то и человеческое желание также бывает двух видов: аспекта сон-сан и аспекта хён-сан. Желание аспекта сон-сан является желанием души духа - стремлением к истине, добру, красоте и любви, тогда как желание аспекта хён-сан - это тяга души тела - желание еды, одежды, жилища и секса.
Ради чего рождаются человеческие желания? Они рождаются для осуществления цели творения. Божья цель творения заключается в обретении радости, основанной на любви к своему объекту. Применительно к человеку цель творения состоит в том, чтобы возвратить Богу красоту и доставить Ему радость. Цель, ради которой был создан человек, может быть выполнена путем осуществления Трех Благословений, а именно: плодиться, наполнять землю и владычествовать над всем творением (Быт. 1:28). Следовательно, цель человека - выполнение Трех Благословений.
Если бы при сотворении Бог дал людям цель, но не наделил их желанием, то самое большее, что они могли бы сделать, это прийти к выводу о "наличии цели творения", то есть о "существовании Трех Благословений". Но цель творения (Три Благословения) никогда не была реализована. Поэтому Бог наделил людей импульсивной готовностью осуществить эту цель, побуждением разума делать что-либо или добиваться чего-либо. Желание и является этим побуждением. Таким образом, человек растет, достигая поры зрелости, движимый природным побуждением осуществить цель творения, а именно Три Благословения.
Желания человека включают в себя желания аспекта сон-сан и аспекта хён-сан. По аналогии с желаниями цель также имеет аспект сон-сан и аспект хён-сан. Цель аспекта сон-сан относится к аспекту сон-сан цели творения, а цель аспекта хён-сан связана с аспектом хён-сан цели творения.
Человек является также взаимосвязанным телом, имеющим двойную цель: всеобщую и индивидуальную. Следовательно, и цель аспекта сон-сан, и цель аспекта хён-сан включают в себя всеобщую и индивидуальную цели. Таким образом, цель творения реализуется через осуществление всеобщей и индивидуальной целей. Всеобщая цель состоит в служении семье, обществу, народу, государству, миру и, наконец, Богу - Родителю человечества, то есть она направлена на то, чтобы приносить радость человечеству и Богу. С другой стороны, индивидуальная цель воплощается в жизни ради собственного роста и собственной радости. Всеобщая и индивидуальная цели присущи не только человеку, но и всему сущему.
Человек и различные виды предметов творения осуществляют цель творения по-разному. Неживая природа осуществляет свою цель творения, следуя законам природы; растения следуют закону автономии Принципа 1 (жизни); животные руководствуются своими инстинктами. Люди, однако, должны осуществлять свою цель творения, следуя желанию, данному им Богом, по собственной воле и в меру своей ответственности. Желание есть побуждение души достичь определенной цели. Побуждение к достижению всеобщей цели называется желанием осуществить ценности, а побуждение к достижению индивидуальной цели называется желанием обрести ценности. Таким образом, оба желания аспекта сон-сан и аспекта хён-сан включают в себя желание осуществить ценности и желание обрести ценности.
Что касается ценностей (которые будут подробно рассмотрены ниже), они также состоят из ценностей аспекта сон-сан и аспекта хён-сан и называются "дуальными ценностями". Реализованная ценность и ценность, к которой стремятся, рассматриваются как дуальная ценность во имя общего и во имя личного. Дуальный характер желаний, целей и ценностей и их взаимосвязь показаны на Рис. 4-1.
4.1.3. Виды ценностей
Ценность - это свойство объекта, удовлетворяющее желанию субъекта. Желания делятся на желания аспекта сон-сан и желания аспекта хён-сан и, как следствие, различают также ценности аспекта сон-сан и ценности аспекта хён-сан (Рис. 4-1). Ценности аспекта сон-сан являются духовными ценностями, которые реализуют желание аспекта сон-сан. Они включают в себя истину 2, добро, красоту и любовь 3. (Уточним, что любовь составляет основу для ценностей истины, добра и красоты). Истина, красота и добро - это ценности, соответствующие трем видам способностей души: умственным, эмоциональным и волевым. Иначе говоря, когда субъект воспринимает какой-либо элемент объекта как ценность, он оценивает его как истину, красоту или добро, пользуясь своими умственными, эмоциональными или волевыми способностями.
С другой стороны, ценности хён-сан, удовлетворяющие желаниям хён-сан, относятся к ценностям повседневных потребностей, а именно: еде, одежде, крову, то есть материальным (вещным) ценностям 4. Материальная ценность есть ценность физической жизни, ценность, воплощающая желание души тела. Физическая жизнь - основа для развития души духа и выполнения Трех Благословений. Таким образом, ценность хён-сан представляет собой необходимое условие для реализации ценности сон-сан.
Любовь служит основой таких ценностей, как истина, добро и красота. Чем сильнее любовь субъекта к объекту, тем глубже любовь объекта к субъекту, а значит, тем ближе к истине, лучше и красивее представляется объект субъекту. Например, чем больше любовь родителей к своим детям, тем ярче любовь детей к своим родителям, тем красивее дети. А когда дети красивы, родители испытывают к ним еще большую любовь. В этом смысле любовь представляет собой источник и основу ценности. Без любви не может проявиться истинная ценность. Следовательно, чем больше мы ощущаем любовь Бога и чем последовательнее ведем жизнь любви, тем сильнее мы способны воспринимать и осуществлять самые возвышенные ценности.
Таким образом, ценности включают в себя как ценности аспекта сон-сан, так и ценности аспекта хён-сан. Однако аксиология относится к области философии и рассматривает в первую очередь ценности аспекта сон-сан.