7.9. Критика социалистического реализма

7.9.1. Социалистический реализм

 

Среди разных видов коммунистической революционной деятельности видное место занимало художественное творчество, стиль которого получил название социалистического реализма. Что же такое социалистический реализм?

Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата: "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс... Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их". Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними" 17. Кроме того, он уточнил: "Литература должна быть партийной... Долой литераторов беспартийных! Долой литературных сверхчеловеков! Литературное дело должно стать общепролетарского дела, "винтиками и колесиками" единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса" 18.

Основоположник социалистического реализма в литературе, Максим Горький (1868-1936), писал о социалистическом реализме следующее: "Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой - и только с ее высоты - ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора" 19. Он же утверждал: "...писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика" 20.

Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира 21.

Чтобы следовать методу социалистического реализма, сочинение стихов и романов, создание живописных произведений и т.д. надо подчинить цели разоблачения преступлений капитализма и восхвалению социализма, чтобы вдохновлять читателей и зрителей к революции, воспламеняя их умы справедливым гневом. Метод социалистического реализма был сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 г. Он охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нем утверждались следующие принципы:

1) описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим

революционным развитием;

2) согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических

реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.

Какова же теоретическая почва, на которой вырос социалистический реализм? Ее можно обнаружить в теории Маркса о "базисе и надстройке". В предисловии к своей работе "К критике политической экономии" Маркс писал: "Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания" 22. Естественно, к формам общественного сознания К. Маркс относил и искусство.

Сталин доработал теорию базиса и надстройки следующим образом: "Наоборот, появившись на свет, она (надстройка) становится величайшей активной силой, активно содействует своему базису оформиться и укрепиться... Надстройка для того и создается базисом, чтобы она активно помогала ему оформиться и укрепиться..." 23.

"Надстройка является продуктом конкретной эпохи, той эпохи, в которой существует и функционирует базис. Поэтому срок жизни надстройки недолговечен, она уходит и исчезает вместе с уходом и исчезновением данного базиса" 24.

 

7.9.2. Критика социалистического реализма

 

Как следует из слов Ленина "Литература должна принадлежать партии", из слов Сталина "Писатели - это инженеры человеческих душ" и слов Горького "Писатель является повивальной бабкой социализма и могильщиком капитализма", художники и писатели должны были абсолютно подчиняться директивам партии, а их индивидуальность и свобода совершенно не имели значения. В результате этого почти сразу после Октябрьской революции художники и писатели в Советском Союзе попали под идеологический надзор партии. Гнет особенно усилился в конце 30-х годов, когда Сталин утверждал социалистический реализм. В это время были арестованы и устранены, как еретики, многие художники и писатели 25. Даже после смерти Сталина социалистический реализм продолжал господствовать как общепринятая теория искусства, вследствие чего многие художники и писатели стали диссидентами.

Искусствовед Херберт Рид, критикуя социалистический реализм, сказал: "Социалистический реализм есть не что иное, как попытка установить интеллектуальные или догматические цели в искусстве" 26. Илья Эренбург (1891-1967), советский писатель и публицист, награжденный Сталинской премией за два своих романа, а позднее критиковавший Сталина, писал: "То, что описано в книге, повествующей о ткачихах на прядильной фабрике, рассказывает не о человеческих существах, а о машинах, и не о человеческих чувствах, а только о производственном процессе" 27. Таким образом, он критиковал человеческий образ, созданный в соответствии с каноном социалистического реализма.

Корейский литературовед Ёхан Чо подверг критике ходульный образ человека в социалистическом реализме следующим образом: "Крестьяне и рабочие, которых они (советские писатели) описывали, были чудесными героями и героинями, которые не проявляли ни малейшей слабости. Это тем более понятно, что господствовала теория бесконфликтности. То есть считалось, что люди испытывают только общественное беспокойство. Иначе говоря, это были люди, не имевшие личной жизни. При таком подходе писатель никогда не мог описать внутренний мир человека" 28.

В апреле 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в Украинской ССР произошла авария. По поводу этого Михаил Горбачев заявил, что атомная авария явилась огромным несчастьем, но существует еще большая проблема, на которую нужно обратить внимание, - это бюрократизм. На собрании Союза писателей он говорил: "Во время революции Горький выставил на всеобщее обозрение и осудил коррупцию и преступления властей. Подобным образом сегодня советские власти погрязли в бюрократизме и пороках. Поэтому вы, писатели, должны без колебаний критиковать их в своих сочинениях". Затем один из поэтов потребовал от Советского правительства уничтожить цензуру в литературе. Он сделал это, поскольку до того времени советские художники и писатели были лишены творческой свободы во имя социалистического реализма.

В коммунистическом Китае Мао Цзэдун на какое-то время предоставил свободу интеллектуалам, проводя политику "допущения ста школ мысли", что предшествовало великой культурной революции. Когда это произошло, большинство интеллектуалов критиковали социалистическую политику. Несколько лет тому назад Дэн Сяопин стал проводить прагматический курс и постепенно разрешил некоторую свободу интеллектуалам. В результате этого известный теоретик коммунистического Китая Ван Руо провозгласил, что при социализме существует такое же отчуждение человека, как при капитализме.

Когда мы рассматриваем эти факты, то видим, что метод социалистического реализма, породивший искусство, служащее целям пролетарской революции и послушное политике партии, доказал свою полную несостоятельность.

 

7.9.3. Обвинение коммунизма писателями

 

Коммунистические лидеры принуждали художников и писателей восхвалять идеи коммунизма в духе социалистического реализма, но те художники и писатели, которые стремились к подлинному искусству, начали обличать коммунизм за его лживость.

Андре Жид (1869-1951), французский писатель, вдохновленный идеей коммунизма, посетил в 1936 году могилу Максима Горького, после чего примерно месяц путешествовал по Советскому Союзу. В книге "Возвращение из СССР" он искренне рассказал о том разочаровании, которое постигло его в этой поездке. В предисловии к своей книге он писал: "Три года тому назад я объявил о своем восхищении и любви к СССР. Беспрецедентный эксперимент, предпринятый там, наполнил наши сердца надеждой, позволявшей ждать колоссального прогресса, это был импульс, способный повести за собой в своем бурном движении все человечество... В своих сердцах и в своих умах мы решительно связывали будущее культуры со славной судьбой СССР" 29.

Однако после общения с советскими людьми во время месячного путешествия по стране он так изложил свои впечатления: "В СССР каждый заранее знает раз и навсегда, что по любому вопросу может быть только одно мнение... Поэтому каждый раз, говоря с кем-нибудь из русских, вы чувствуете, что говорите со всеми сразу" 30.

Он резко осудил Советский Союз: "Единственное, что от вас требуют и желают - это одобрение всего, что делается в СССР... И я сомневаюсь, что в какой-либо другой стране мира, даже в гитлеровской Германии, мысль является менее свободной, более угнетенной, более запуганной, более порабощенной" 31.

Советский писатель Б. Л. Пастернак (1890-1960) тайно написал роман "Доктор Живаго", в котором выразил свое разочарование в Октябрьской революции и отстаивал философию любви. Эта книга была опубликована не в Советском Союзе, а за рубежом, где встретила хороший прием читателей. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, однако в своей стране он был исключен из Союза писателей и объявлен реакционным антисоветским писателем. Пастернак устами своего героя доктора Живаго, который представлял его собственную совесть, высказал следующее: "Марксизм и наука?... Марксизм слишком плохо владеет собой, чтобы быть наукою. Науки бывают уравновешеннее. Марксизм и объективность? Я не знаю течения, более обособившегося в себе и далекого от фактов, чем марксизм" 32.

Он критиковал также отношение революционеров к интеллигенции: "Начинается как нельзя лучше: "Мы всегда рады честной работе. А мыслям, в особенности новым, и того более. Как их не приветствовать. Добро пожаловать. Работайте, боритесь, ищите". Но на поверку оказывается, что под мыслями разумеется одна их видимость, словесный гарнир к возвеличению революции и властей предержащих" 33.

 

7.9.4. Ошибочность коммунистической теории искусства с точки зрения Философии Объединения

 

Можно назвать следующие причины ошибочности метода социалистического реализма.

Во-первых, социалистический реализм не рассматривает искусство как "деятельность, направленную на создание красоты и радости для целого (творчество) и для самого себя (оценка), с сохранением при этом уважения к индивидуальности художника", а превращает искусство в средство воспитания людей, приспособленных к политике партии.

Художники должны максимально проявлять в своем творчестве собственную индивидуальность. Поступая так, они доставляют радость Богу и другим людям. Однако социалистический реализм лишил художников их индивидуальности и стандартизировал искусство. Поэтому с помощью этого метода не может родиться подлинное искусство.

Во-вторых, социалистический реализм отрицает Бога, то есть он утратил фундаментальный критерий художественной деятельности. Вместо него он устанавливает произвольные стандарты, основанные на политике партии, заставляя художников и писателей следовать им.

В-третьих, поскольку красота и любовь тесно связаны, как две стороны одной медали, искусство и этика должны быть связаны столь же тесно. Но так как коммунистическое общество отрицает подлинную этику любви, оно превратило искусство в нечто, не имеющее любви, то есть искусство стало просто инструментом управления людьми.

В-четвертых, искусство не является надстройкой над экономическим базисом. Тем не менее, социалистический реализм рассматривает искусство как надстройку и заставляет его опуститься до состояния слуги экономической системы ("базиса"). В действительности, однако, искусство не определяется экономикой. Сам Маркс сделал признание в последней части своего произведения "К критике политической экономии": "Трудность, с которой мы столкнулись, заключается вовсе не в том, чтобы понять, как искусство и эпическая поэзия Греции связаны с определенными формами социального развития. Трудность заключается в том, что и поныне они доставляют нам эстетическое удовольствие и в некотором отношении могут служить стандартом и недостижимым идеалом" 34.

Согласно историческому материализму, греческая культура (часть надстройки) должна была бесследно исчезнуть к настоящему времени, и современный человек не должен был бы испытывать никакого интереса к ней. Однако искусство и эпос Древней Греции, скажем "Илиада" и "Одиссея", не только доставляют радость современным людям, но даже стали образцами для искусства. Эта "трудность", о которой пишет Маркс, свидетельствует об ошибочности его теории "базиса и надстройки".

Человеку присуще исконное стремление следовать ценностям истины, добра и красоты. Даже после грехопадения люди желают этого всю жизнь, всегда. Поэтому если ценности истины, добра и красоты выражены в произведении искусства, то оно притягивает к себе сердца. Тот факт, что античное искусство продолжает доставлять наслаждение людям до сих пор, подтверждает, что оно содержит вечные ценности истины, добра и красоты.

И наконец, посмотрим на творчество Горького и Толстого, двух писателей, которые, будучи совершенно разными по стилю, осудили социальное зло, причем одинаково резко и почти одновременно. Горький примкнул к коммунистам, которые отчаянно стремились разрушить капиталистический мир, и утверждал, что миссия художника состоит в том, чтобы вдохновлять революцию. Поэтому его сочинения прославляли революционное движение. Роман Горького "Мать" считается литературным шедевром социалистического реализма. Он рисует образ матери, неграмотной, забитой женщины из рабочей среды, которая постепенно пробуждается к осознанию классовой природы общества из любви к своему единственному сыну, примкнувшему к революционной деятельности. В конце концов она сама становится активным участником революционного движения.

Со своей стороны, Толстой, осуждая социальное зло, доказывал, что путь к его устранению лежит через возрождение подлинной человеческой природы путем любви. Один из шедевров Толстого называется "Воскресение". Герой Толстого, человек из высшего общества, оказавшись в суде в качестве присяжного заседателя, узнает в подсудимой девушку, которую он некогда соблазнил, после чего она стала падшей женщиной и наконец оказалась перед судом. В нем проснулась совесть, он раскаивается и решает спасти ее. В конце романа и она, и он воскресают к новой чистой жизни с Богом.

Путь, который избрал Горький в борьбе со злом, является внешним и ведет к социальной революции, тогда как путь, избранный Толстым, является внутренним и ведет к духовной революции. Какой же путь верен? Как показывает действительность сегодняшнего социалистического общества, в частности угнетение человеческой природы и коррупция бюрократии, путь жестокой революции, избранный Горьким, ошибочен. Путь, избранный Толстым, верен в том отношении, что это путь возрождения человеческой природы. И все же следует отметить, что этот путь продемонстрировал свои ограниченные возможности в спасении общества в целом.

Здесь Философия Объединения предлагает путь реформирования человечества и общества в то состояние, которое изначально предполагалось для них. Это становится возможным только при правильном понимании Бога. Другими словами, только правильно понимая атрибуты Бога, сотворившего человечество и мир, мы можем понять идеальное состояние человека и общества в том виде, как они были изначально задуманы. Все, что следует делать, - это реформировать человечество и общество в этом направлении. Новое искусство, которое отстаивает Философия Объединения, получило название метод Объединения. В нем слиты воедино идеализм и реализм, сосредоточенные на Сердце и любви Бога. Метод Объединения стремится реформировать реальность в направлении изначальных идеалов человечества и общества.