1.2.1. Сердце

Сердце, или Щим-Джон, - сердцевина атрибутов Бога. Сердце является эмоциональным импульсом для получения радости, а истинная радость немыслима без любви. Поэтому эмоциональный импульс для радости тождествен с эмоциональным импульсом поиска любви. Соответственно, Сердце - это "эмоциональный импульс для получения радости через любовь".

Сердце Бога - неукротимый импульс, могучая эмоциональная сила и желание, бьющие ключом изнутри. Богу абсолютно необходим объект для любви. Именно поэтому Бог создал человека и все сущее. Бог сотворил человека как объект Своей любви, и, чтобы дать человеку счастье, Он создал все прочие предметы творения как его объекты.

Радость возникает при существовании любви к объекту. Если объект похож на субъект, последний испытывает еще большую радость. По этой причине Бог создал человека по образу Своему как объект Своей любви, а для того, чтобы дать человеку счастье, Бог сотворил все сущее по его подобию в качестве его объектов.

Ни религия, ни философия до сегодняшнего дня не смогли убедительно объяснить причину, по которой Бог создал Вселенную. Большинство религиозных и философских концепций о Боге и Вселенной рассматривали творение Бога как свершившийся факт. Например, философия Книги перемен утверждает, что из Великого предела (Тайцзи) произошли инь и ян, а инь и ян, в свою очередь, породили большую и малую инь и большой и малый ян. Эти четыре образа породили восемь триграмм (ба-гуа), которые произвели все сущее. Тем не менее, китайская философия не предлагает никакого объяснения причины, по которой Великий предел породил инь и ян и развил их в четыре модуса, восемь триграмм и во все сущее.

Подобные замечания можно сделать и в отношении христианской теологии, утверждающей, что Бог всеведущ и всемогущ. Из того, что Бог является всеведущим и всемогущим, отнюдь не следует, что Он должен был сотворить что-либо; Бог мог оставаться в бездействии и довольствоваться Самим Собой, не делая абсолютно ничего и оставаясь всеблагим, всеведущим и всемогущим. Всеведение и всемогущество никак не могут быть мотивом, побудившим Бога к сотворению Вселенной. Однако христианство сущностью Бога считает любовь. Высшей формой христианской любви при этом является самопожертвование, которое нашло свое проявление в крестном подвиге Иисуса. Цель такой любви (агапэ) заключается в спасении падшего человечества. Поэтому очевидно, что агапэ не могла стать причиной сотворения Богом человека и Вселенной.

А если причина сотворения Богом человека и Вселенной не особенно ясна, довольно трудно прийти к убеждению о существовании Бога. Такая неопределенность создает лазейку для появления атеизма. И действительно, некоторые философы заявляют, что не Бог создал человека, а человек Бога. На таких позициях стоял, в частности, Людвиг Фейербах (1804-1872).

По Фейербаху, главными свойствами человека являются разум, воля и любовь. Хотя человек, как индивид, ограничен в своих возможностях, он стремится достигнуть совершенства в мышлении, желании и любви, хотя и не достигает его. Совершенный разум, совершенная воля и совершенная любовь являются главными свойствами всего человечества. Фейербах рассматривал эти существенные характеристики как родовую сущность человечества (Gattungswesen) 15. Далее он утверждал, что Бог - есть не что иное, как объектизация человеческой родовой сущности, или сущности человечества. Подобно художнику, который создает картины, объективируя концепции, возникшие в его разуме, человек, по мнению Фейербаха, подчиняется идеалам человеческого рода, находящимся внутри него, или объективирует их 16. Таким образом, Фейербах делает вывод, что не Бог сотворил человека, а человек Бога.

Сталкиваясь с подобными аргументами, христианство оказывалось не в состоянии убедительно опровергнуть их. Если бы христианам была ясна причина, по которой Бог сотворил человечество и Вселенную, они смогли бы уверенно опровергнуть аргументы Фейербаха. Однако из-за того, что христиане не владели этим знанием, утверждения, подобные вышеприведенным высказываниям Фейербаха, стали допустимыми, в результате чего образовалась атеистическая почва, на которой вырос марксизм.

Поскольку человек создан по подобию Бога, ему также присущ эмоциональный импульс обретать радость через любовь. Это импульс Сердца, состоящий фактически из двух видов импульсов: одного для радости и другого для любви. В каждом человеке заложен импульс, направленный на поиск радости. Люди ищут богатства, власти, знаний для того, чтобы обрести радость; дети играют с игрушками, ибо это приносит им радость; мученики жертвуют жизнью физического тела, движимые импульсом к поиску духовной радости.

Следовательно, к радости стремятся все. Тем не менее, ясно, что, даже если человек заработает деньги, добьется власти или получит знания, радость от достижения этих целей будет непродолжительной. Но как же тогда получить истинную радость? Единственным способом обретения подлинной радости является любовь. Точнее, занимаясь экономикой, политикой или научной деятельностью и в то же время любя других и будучи любим другими, человек получает радость от глубины Сердца.

Любовь - это эмоциональная сила, которую субъект дает объекту 17. Поэтому импульс субъекта направлен на то, чтобы любить, а импульс объекта - чтобы быть любимым. Например, импульс ребенка заключается в неудержимой потребности быть любимым. Если этот импульс не находит удовлетворения, ребенок может восстать против окружающих или заболеть. Импульс родителей любить своих детей также неукротим. Известно множество примеров, когда родители, столкнувшись с ситуацией, угрожающей их детям, не заботясь о собственной безопасности, готовы сделать все что угодно, лишь бы защитить своих детей. Это объясняется тем, что подлинную радость можно обрести только в любви.

В этом контексте импульс к радости связан с импульсом к любви. Мы говорим здесь не о мирской или эгоцентрической любви. Имеется в виду подлинная, альтруистичная любовь, сосредоточенная на Боге. Радость, полученная от мирской любви, имеет относительный, преходящий характер, тогда как радость, обретенная в истинной любви, абсолютна и вечна. Истинная любовь стремится отдать раньше, чем получить. Японский писатель Такэо Арищима однажды сказал: "Любовь безудержно грабит". Но он говорил не об истинной любви. Истинная любовь старается доставить удовольствие прежде всего объекту, поскольку только так можно получить радость и для себя. Бог создал человека и излил на него бесконечную любовь. Бог хотел радоваться, наблюдая, как радуются люди.

Сердце - это сердцевина сущности Бога. Для наглядности можно использовать образ концентрических окружностей: внутренняя окружность соответствует Сердцу, следующая - сон-сан, а внешняя окружность соответствует хён-сан (Рис. 1-3). Поскольку Сердце существует внутри сон-сан в качестве ядра последнего, атрибуты Бога остаются дуальными свойствами сон-сан и хён-сан. В таком случае каковы отношения между эмоциями и Сердцем? И эмоции, и Сердце являются элементами одной и той же эмоциональной функции, причем Сердце - причина, а эмоции - следствие. Когда импульс Сердца удовлетворен, мы радуемся, если же он не находит удовлетворения, мы впадаем в уныние. Радость и уныние - это эмоции, или чувства, возникающие как некий результат, так обычно люди определяют эмоции. Сердце - это внутренняя, причинная эмоция, тогда как эмоция, находящаяся во внутреннем сон-сан (то есть интеллект, эмоции и воля),является внешней, проистекающей эмоцией.

А каково отношение между Сердцем и любовью? Сердце и любовь - это корень интеллекта, эмоций и воли. Однако Сердце - это эмоциональная импульсивная сила для поиска радости, в то время как любовь - это эмоциональная сила, направленная на осуществление связи субъекта и объекта. При наличии импульса Сердца в качестве мотива эмоциональная сила перетекает от субъекта к объекту или от объекта к субъекту. Эта эмоциональная сила и есть любовь. Поэтому Сердце - источник, или отправной пункт любви.

Говоря об интеллекте, эмоциях и воле человека, следует отметить, что интеллектуальные способности направлены на науку, способность чувствовать - на искусство, а волевая способность направлена на этику и мораль. Однако, поскольку Сердце - это ядро сон-сан, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности должны устремляться к Сердцу. Назначение Сердца в том, чтобы осуществлять цель творения - создание Царства Небесного на земле. Иначе говоря, любая деятельность должна строиться на основе Сердца ради построения Царства Небесного на земле.

Творение Бога было начато с Его Сердца как мотивации. Поэтому в Первоначальном образе действие отдавания-и-принятия между первоначальным сон-сан и первоначальным хён-сан концентрировалось на Сердце. При этом импульсная сила Сердца, заложенная в первоначальном сон-сан, была объединена с энергетическим элементом первоначального хён-сан, и это единство выступило как первоначальная сила. Эта первоначальная сила, действующая на все предметы творения и проявляющаяся как сила, вызывающая действие отдавания-и-принятия, получила название универсальная изначальная сила. У людей она проявляется для формирования межличностных взаимоотношений или как сила любви.

Поскольку религии и философии, существовавшие прежде, не объяснили надлежащим образом, что сущность Бога есть Сердце, они оказались не в силах объяснить причину творения мира Богом. В отличие от них философия Oбъединения предлагает теорию мотивации Сердца, которая раскрывает причину Божьего творения.

Теория мотивации Сердца убедительно подтверждает теорию творения и вселяет в нас уверенность в существовании Бога как Творца. Теория мотивации Сердца позволяет преодолеть противоречия между теорией творения и теорией эманации. Теория творения утверждает, что мир создан Богом, не разъясняя мотивации Его творения. Кроме того, в ней возникла дополнительная проблема, связанная с утверждением, что материя создана из ничего. С другой стороны, теория эманации утверждает, что все существовало в Боге и проистекло из Бога; то есть, в данной теории нет разграничения между Богом и миром, что приводит к пантеизму. В отличие от этих теорий теория мотивации Сердца объясняет, что все причины в мире существуют внутри Бога, но мир не проистекал из Бога сам по себе. Бог создал мир под действием Сердца, вовлекая собственные сон-сан и хён-сан в действия отдавания-и-принятия между собой.

Здесь нам следует обсудить вопрос о разнице между любовью Бога и христианской концепцией агапэ с точки зрения философии Oбъединения. То, что философия Oбъединения называет Божьей любовью, есть любовь, которую Бог испытывал во время творения, то есть любовь, которая была полна надежды и явилась источником жизни. Это также любовь, воплощенная в идеале творения, который, безусловно, был бы осуществлен, если бы Адам и Ева не совершили грехопадения, а создали семью, основанную на Боге.

В отличие от нее агапэ - это любовь Бога, стремящегося спасти падшее человечество, полная самопожертвования, вселяющая мужество. Первоначальная цель пришествия Иисуса заключалась в осуществлении на земле идеальной любви Бога. Однако он был распят из-за того, что люди того времени не поверили в него. Иисусу не удалось осуществить этот идеал. Но в нем любовь Бога проявилась как агапэ, чтобы привести падшее человечество вновь к Богу.