9.2.5. Процесс познания

9.2.5.1. Стадия чувственного познания

 

Прежде всего в процессе познания формируется внешнее четырехпозиционное основание, сохраняющее идентичность. Происходит действие отдавания-и-принятия между субъектом (человеком) и объектом (предметом), сосредоточенное на осознанной или неосознанной цели, при этом содержание и форма объекта отражаются в чувствительных центрах субъекта, формируя образ или идею. Чувственное содержание и чувственная форма называются чувственным образом (Рис. 9-2). Хотя субъект может испытывать интерес и обладать прототипами на чувственной стадии познания, прототипы еще не участвуют в процессе активно. Чувственное содержание и чувственная форма на стадии чувственного познания представляют собой всего лишь фрагментарные образы, которые еще не стали единым познанием объекта.

 

9.2.5.2. Стадия рассудка в процессе познания

 

На стадии рассудка путем внутреннего действия отдавания-и-принятия, сохраняющего идентичность, формируется внутреннее четырехпозиционное основание, сохраняющее идентичность, при этом фрагментарные образы, возникшие на стадии чувственного познания, складываются в цельный образ объекта.

Цель, находящаяся в центре внутреннего четырехпозиционного основания, сохраняющего идентичность, тождественна цели внешнего четырехпозиционного основания, сохраняющего идентичность, на чувственной стадии познания. Это основная цель и актуальная повседневная цель. Здесь позицию субъекта занимает внутренний сон-сан - функциональная часть души, которая в познании выступает как единство интеллекта, эмоций и воли. "Душа" относится к единству души духа и души тела, что является изначальной душой человека, и отличается по своему уровню от инстинкта животных. Здесь мы используем специальный термин духовная апперцепция, чтобы обратиться к функциональной части души в процессе познания, которая означает "общую функцию чувства и восприятия единой души духовного и физического "я" личности" 33. Таким образом, внутренний сон-сан функционирует как духовная апперцепция в познании и действует как энергия для осуществления суждений, однако на практике он функционирует также и как субъективность и действует как энергия для реализации ценностей.

Что же выступает в роли объекта во внутреннем четырехпозиционном основании? Во-первых, чувственный образ, то есть чувственное содержание и чувственная форма, которые были сформированы во внешнем четырехпозиционном основании на чувственной стадии познания, переходят на позицию объекта во внутреннем четырехпозиционном основании, то есть во внутреннем хён-сан. Затем с помощью духовной апперцепции происходит извлечение из памяти протообраза и формы мысли (то есть прототипа), соответствующих чувственному содержанию и чувственной форме. Эти два элемента (чувственный образ и прототип) формируют внутренний хён-сан.

Здесь имеет место действие отдавания-и-принятия сопоставительного типа (Рис. 9-3). Это обусловлено тем, что духовная апперцепция, являющаяся субъектом, обеспечивает сравнение (сопоставление) двух элементов (то есть прототипа и чувственного образа) и позволяет вынести суждение относительно их согласованности или несогласованности. Познание происходит посредством суждений, которые в эпистемологии Объединения получили название "сопоставление". Следовательно, в основе метода эпистемология Объединения лежит "теория сопоставления", тогда как в марксистской эпистемологии - "теория отражения", а в эпистемологии Канта - "теория синтеза".

Однако иногда познание на стадии рассудка невозможно осуществить только посредством познавательного процесса (внутреннего действия отдавания-и-принятия) 34. Тогда внутреннее действие отдавания-и-принятия совмещается с практикой (то есть экспериментами, наблюдениями, опытами и т.п.) до получения нового достаточно четкого познания.

 

9.2.5.3. Стадия рационального познания

 

Далее имеет место стадия рационального познания. Разум относится к способности мыслить посредством концепций и идей. Разум выступает как функция суждения и концептуализации уже на стадии рассудка, однако на стадии рационального познания новые знания получают посредством умозаключений на основе знаний, полученных на стадии рассудка.

В конце концов познание на стадии рационального познания есть не что иное, как размышление. Это соответствует формированию Логоса (плана) посредством внутреннего четырехпозиционного основания для развития в Первоначальном образе. Размышление происходит внутри души посредством действия отдавания-и-принятия, которое представляет собой действие отдавания-и-принятия сопоставительного типа. При этом необходимые элементы выбираются из различных идей, концепций, математических принципов, законов и т.п., уже имеющихся во внутреннем хён-сан, и над этими элементами выполняются различные ментальные операции: например, соединение, разделение, синтез и анализ.

Эти операции выполняются на основе действия отдавания-и-принятия сопоставительного типа, то есть сравнения идей, концепций и т.п. Знание возрастает путем повторения этих операций. В этом внутреннем действии отдавания-и-принятия внутренний сон-сан функционирует как духовная апперцепция. Познание на рациональной стадии представляет собой формирование внутреннего четырехпозиционного основания для развития (Рис. 9-4).

На стадии рационального познания получение новых знаний происходит путем непрерывного пополнения каждой стадии суждения. Можно сказать, что каждый новый полученный бит знаний (пополненное суждение)является материалом для размышления, передаваемого во внутренний хён-сан, и служит для формирования нового знания на следующей стадии. Таким образом, знание развивается, то есть растет путем повторения формирования внутреннего четырехпозиционного основания (Рис. 9-5).

Развитие таких внутренних четырехпозиционных оснований происходит вместе с практикой. Результат (новое тело), полученный посредством практики, поступает во внутреннее четырехпозиционное основание (внутренний хён-сан внутри сон-сан) и служит для получения нового знания. Когда получено новое знание, его истинность может быть проверена посредством других практических примеров. Таким образом, повторяемые примеры практики, то есть повторяемое формирование внешних четырехпозиционных оснований, происходят вместе с развитием внутренних четырехпозиционных оснований для познания (Рис. 9-6).