9.2.2. Содержание и форма познания

Обычно, говоря о содержании и форме, мы называем содержанием то, что находится внутри вещи, а формой - внешний вид. Однако содержание, о котором говорит эпистемология, относится к определенной структуре, через которую проявляются упомянутые атрибуты.

 

9.2.2.1. Содержание объекта и содержание субъекта

 

Поскольку объектами познания являются предметы творения, или вещи, содержание объектов относится к различным свойствам, которыми они обладают: форма, вес, длина, цвет, звук, запах, вкус и т.п. Но со своей стороны, субъектом познания является человек, поэтому содержание субъекта относится к различным атрибутам, которыми обладает человек и которые являются общими для человека и для предметов творения, таким, как форма, вес, длина, движение, цвет, запах, вкус и т.п.

Чаще всего, перечисляя человеческие атрибуты, мы имеем в виду разум, свободу, духовность и т.п. Однако в эпистемологии, поскольку мы имеем дело с подобием содержания, будут рассматриваться такие же атрибуты субъекта, какие имеются у объектов (предметов творения). Человек, как микрокосм, в котором интегрирована Вселенная, соединяет в себе все структуры, элементы, качества и т.п., присущие всем предметам творения. Поэтому человек обладает теми же атрибутами, что и все сущее.

Однако в познании действие отдавания-и-принятия не происходит только потому, что субъект (человек) и объект (все предметы творения) обладают одинаковыми атрибутами. Поскольку познание включает в себя явление мышления, душа субъекта также должна иметь содержание. Содержание, находящееся в душе субъекта, является прототипом или, вернее, той частью прототипа, которая соответствует содержанию. Последнее относится к "протообразу", который возникает в протосознании (подсознание у "существа", которое дополнительно объяснено ниже). Протообраз - это ментальный образ, соответствующий атрибутам всех предметов творения внешнего мира. Это позволяет осуществлять действие отдавания-и-принятия, возникающее между содержанием субъекта (протообразом) и содержанием объекта (чувственным содержанием).

 

9.2.2.2. Форма объекта и форма субъекта

 

Атрибуты всех предметов творения, являющихся объектами познания, всегда определенным образом оформлены. Это оформление и есть форма существования. Форма существования - это форма отношений между атрибутами предметов творения. Данная форма существования становится формой объекта в познании.

Поскольку человеческое тело представляет собой микрокосм Вселенной и суммарное воплощение всего сущего, оно имеет такую же форму существования, как и все предметы творения. Форма в познании - это форма внутри души, то есть форма мышления. Это - отражение формы существования человеческого тела в протосознании, или, иными словами, образ формы (либо образ отношений), образующий часть прототипа.

 

9.2.2.3. Элементы, образующие прототип

 

Ментальный образ внутри субъекта, который становится критерием суждения в процессе познания, называют прототипом. Прототип состоит из следующих элементов.

Первым элементом является протообраз. Это образ атрибутов клеток и тканей (элементов, образующих человеческое тело), отраженный в протосознании. Иначе говоря, протообраз - это образ атрибутов клеток и тканей, отраженный в "зеркале" протосознания.

Вторым элементом является образ отношений, то есть форма мышления. Не только атрибуты клеток и тканей человеческого тела, но также форма существования (форма отношений) этих атрибутов отражена в протосознании, формирующем образ отношений. Этот образ отношений дает определенные ограничения образующему форму мышления действию мышления в существующем сознании.

Упомянутые выше протообраз и образ отношений (форма мышления)являются идеями, не имеющими ничего общего с опытом, то есть они представляют собой априорные идеи, однако в прототипах также присутствуют приобретенные идеи, добавляемые к априорным в результате прошлого и настоящего опыта. Идеи, приобретаемые посредством опыта и предшествующие познанию, являются эмпирическими идеями и образуют часть прототипов в последующем познании. Поэтому если мы встречаем вещи, подобные тем, которые изучали ранее, то можем легко оценивать их.

Прототипы, построенные из априорных идей, называются первоначальными прототипами, а прототипы, построенные из приобретенных идей на основе опыта, - эмпирическими прототипами. Объединенные прототипы обоих типов называются комплексными прототипами, и они действительно участвуют в нашем познании.

 

9.2.2.4. Предсуществование прототипов и их развитие

 

Как указывалось выше, прототипы содержат как априорные, так и эмпирические элементы. В познании любого вида прототип, сформированный до него, то есть комплексный прототип, служит критерием суждения. Это значит, что при любом познании уже имеется критерий суждения (прототип). Это явление получило название "предсуществование прототипа". Кант утверждал, что формы, которыми владеет субъект познания, являются априорными. Эпистемология Объединения отстаивает предсуществование прототипов, которыми обладает субъект.

Прототипы (протообразы и образы отношений), с которыми люди рождаются, несовершенны у новорожденного, поскольку клетки, ткани, органы, нервы, органы чувств, мозг ребенка еще недостаточно развиты. Поэтому его познание расплывчато. Но по мере развития и роста тела протообразы и образы отношений постепенно становятся все более ясными. Кроме того, добавляются новые идеи, приобретаемые опытным путем. Таким образом, прототипы растут качественно и количественно, а это означает, что происходит увеличение объема памяти и количества новых знаний.