Раздел 1. Принцип восстановления искуплением

1.1. Восстановление искуплением

Прежде чем говорить о Принципе восстановления искуплением, нам надлежит понять, в каком положении оказались люди по отношению к Богу и сатане в результате грехопадения. Если бы прародители человека не пали, а достигли совершенства и единства с Богом в Сердце, то в своей жизни они общались бы только с Богом. Однако из-за грехопадения они вступили в кровную связь с сатаной, последствием которой стало их вынужденное взаимодействие также и с сатаной. Сразу после грехопадения, когда Адам и Ева, отягощенные первородным грехом, еще не успели совершить ни хороших, ни плохих поступков, они оказались в промежуточном положении — между Богом и сатаной, будучи связанными с обоими. Вследствие этого все их потомки также находятся в промежуточном положении. Возьмем, к примеру, в падшем мире человека, который не верит в Иисуса, но ведет совестливый образ жизни. Пока жизнь такого человека добродетельна, сатана не в силах столкнуть его в ад; тем не менее Бог со Своей стороны также не может взять его в рай до тех пор, пока он не уверует в Иисуса. Такой человек остается в промежуточном положении, и его духу после смерти уготован в духовном мире промежуточный уровень, который не относится ни к раю, ни к аду.

Как Бог отделяет от сатаны падших людей, находящихся в промежуточном положении? Сатана взаимодействует с ними на основе установленного кровного родства. Следовательно, пока люди не осуществят условие, благодаря которому Бог сможет объявить их Своими, у Него нет никакой возможности восстановить их на Своей стороне. С другой стороны, сатана вынужден признать, что Бог является Создателем людей. Поэтому, пока сатаной не найдено условие, с помощью которого он получает возможность захватить человека, ему не удается реализовать свои притязания на последнего. Из этого следует, что, выполняя условия добра, падший человек оказывается на стороне Бога, а, выполняя условия зла, попадает на сторону сатаны.

К примеру, когда семья Адама находилась в промежуточном положении, Бог велел его детям, Каину и Авелю, сделать жертвоприношения, цель которых сводилась к тому, чтобы семья Адама могла занять положение, позволяющее Богу осуществлять Свое провидение восстановления через нее. Однако вместо этого Каин убил Авеля, создав условие для вторжения сатаны. Бог послал падшим людям Иисуса, чтобы, уверовав в него, они создали условие для возвращения на сторону Бога. К сожалению, когда Иисус пришел, многие люди отреклись от него и остались на стороне сатаны. В этом кроется причина того, что Иисус является как Спасителем, так и судьей.

Что же тогда означает восстановление искуплением? Если человек утрачивает свое изначальное положение или состояние, он должен выполнить определенное условие для того, чтобы восстановить их. Процесс создания подобных условий возмещения называется искуплением. К примеру, чтобы возвратить утраченную репутацию, положение или здоровье, человеку необходимо приложить определенные усилия или заплатить соответствующую цену. Представим себе двух людей, которые любили друг друга, но затем их отношения испортились. Чтобы возродить прежнюю любовь, им следует выполнить условие примирения. Таким же образом и людям, утратившим свои изначальные положение и состояние, необходимо создать определенные условия для возвращения к ним. Этот процесс восстановления изначального положения или состояния путем выполнения подобных условий мы называем восстановлением искуплением; созданное условие мы называем условием искупления (или искупительным условием). Божий труд восстановления людей к их истинному непадшему состоянию путем выполнения ими искупительных условий называется провидением восстановления искуплением.

Как условие искупления соотносится с тем, что было утрачено? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим следующие три типа искупительных условий.

К первому типу относится условие равного искупления. В этом случае восстановление достигается путем создания искупительного условия, которое с точки зрения затраченных усилий приравнивается к ценности того, что было потеряно относительно изначального положения или состояния. Акты возмещения или компенсации являются условиями искупления этого типа. В Библейском стихе: “А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу...” (Исх. 21:23-25) — говорится об этом типе искупительного условия.

Ко второму типу относится условие меньшего искупления. В этом случае восстановление осуществляется путем создания условия искупления ценой меньших затрат относительно ценности утраченного. В качестве примера можно привести случай, когда благодаря снисхождению кредитора должнику прощается весь его долг при условии возвращения определенной его части. Показательным примером является также избавление от греха через крест. Путем создания малого условия искупления, которое заключается в том, чтобы уверовать в искупление Иисуса через крест, мы получаем гораздо бо’льшую милость спасения: пройдя через смерть, воскресaем к новой жизни. Выполняя условие искупления через крещение водой, мы можем возродиться духовно через Иисуса и Святой Дух. Более того, вкушая хлеба и вина на церемонии Святого Причастия, мы получаем бесценную милость приобщиться крови и тела Иисуса. Все это — примеры условий меньшего искупления.

Третий тип — это условие большего искупления. Если человеку не удалось вернуться к изначальному состоянию из-за неудачи при создании условия меньшего искупления, то возникает необходимость в ином условии, выполнение которого, однако, достигается большей ценой, чем при первой попытке. Например, из-за ошибки Авраама во время принесения в жертву голубя, овна и телицы ему пришлось столкнуться с условием большего искупления, чтобы исправить неудачу: Бог велел ему принести в жертву его единственного сына Исаака. Во времена Моисея, когда израильтяне не смогли уверовать в Божье обетование и хранить веру в течение 40 дней разведки в Ханаанской земле, им пришлось выполнить условие большего искупления, скитаясь в пустыне 40 лет: за каждый день неудачной разведывательной миссии они заплатили годом пути (Чис. 14:34).

Почему повторное выполнение условия требует большего искупления? Всегда, когда центральная личность Божьего провидения предпринимает вторую попытку осуществить искупительное условие, она должна справиться не только со своим собственным, не выполненным условием; в дополнение к этому ей надлежит компенсировать неудачи центральных личностей, действовавших в предыдущие периоды.

Давайте рассмотрим, каким образом выполняется условие искупления. Чтобы восстановиться в своем изначальном положении или состоянии, человек должен выполнить условие искупления, следуя при этом путем, который поворачивает вспять ход совершения ошибки. Например, из-за того что избранный народ отрекся от Иисуса и послал его на крест, в целях спасения и восстановления изначального положения избранных Богом людей, евреи должны идти обратным путем: любить Иисуса и добровольно нести его крест (Лук. 14:27). По этой причине христианство стало религией мучеников. Кроме того, люди, ослушавшись Божьей воли и совершив грехопадение, стали причиной неимоверной скорби Бога. Чтобы восстановить это искуплением, нам следует стремиться к возрождению своей чистой изначальной природы и утешать Сердце Бога, живя в послушании Его воле. Из-за того что первый Адам покинул Бога, его потомки оказались брошенными на произвол сатаны. В соответствии с этим Иисус, второй Адам, во имя избавления человечества от рабства сатаны и возвращения его Богу должен был служить Богу и чтить Его, даже когда Бог покинул его. В этом состоит подспудная причина того, что Бог покинул Иисуса на кресте (Матф. 27:46). Наконец, государственные законы предусматривают наказание преступников с целью создания искупительных условий, необходимых для поддержания порядка в обществе.

Кто отвечает за выполнение искупительного условия? Из Принципа творения ясно следует, что людям предназначалось стать совершенными и что они могли достичь этого, справившись со своей ответственностью; в этом случае они обрели бы право владычества над ангелами. Однако вместо того, чтобы справиться со своей ответственностью, наши прародители потерпели поражение, в результате чего пали и оказались под властью сатаны. Чтобы избавиться от его господства и восстановить владычество над ним, мы сами должны выполнить необходимые условия искупления — в этом состоит доля ответственности падшего человека.

1.2. Основание для Мессии

Мессия приходит в качестве Истинного Родителя человечества, поскольку только Истинный Родитель может уничтожить первородный грех и дать новую жизнь людям, рожденным от падших родителей (Христология 4.1.1). Чтобы восстановиться в своем изначальном положении, им следует принять Мессию и избавиться от первородного греха. Но еще прежде падшие люди должны создать основание для его пришествия, т. е. основание для Мессии.

Какие условия искупления требуется выполнить, чтобы построить основание для Мессии? Поскольку условие искупления выполняется путем, который поворачивает вспять ход утраты изначальных состояния и положения, нам предстоит понять, как должен был действовать Адам для достижения цели творения и как случилось, что он потерпел неудачу.

Чтобы достичь цели творения, Адам должен был выполнить два условия. Во-первых, ему следовало создать основание веры. Условием создания основания веры являлось строгое соблюдение Божьей заповеди не вкушать от плода с дерева познания добра и зла. Выполнив данное условие, Адам прошел бы установленный период развития, являющийся временем, отведенным для исполнения доли его ответственности. Этот период представляет собой определенные числа. Следовательно, период развития можно рассматривать как период воплощения этих чисел.

Вторым условием, которое предназначалось выполнить Адаму, чтобы достичь цели творения, было создание субстанциального основания. После того как он заложил основание веры, сохраняя в течение периода развития веру и послушание Слову Бога, ему надлежало создать единство с Богом и тем самым заложить субстанциальное основание. Это значит, что ему следовало стать полным воплощением Слова (Иоан. 1:14), совершенной личностью, осуществившей Первое Божье Благословение. Таким путем Адам, не соверши он грехопадения, пришел бы к осуществлению цели творения. Чтобы создать основание для Мессии, падший человек должен пройти аналогичный путь: вначале создать основание веры и затем — субстанциальное основание.

1.2.1. Основание веры

Вследствие того что Адам ослушался Божьего Слова и пал, он не смог утвердить основание веры. Следовательно, он не стал совершенным воплощением Слова и не достиг цели творения. Чтобы подготовить почву, на которой возможно осуществление цели творения, падшие люди должны вначале восстановить искуплением основание веры, которое не удалось создать прародителям человечества. Чтобы выполнить условие искупления, необходимое для восстановления основания веры, важно обеспечить соблюдение следующих моментов.

Во-первых, необходима центральная личность. Со времен неудачи Адама в создании основания веры Бог находился в поисках центральных личностей, способных восстановить это утраченное основание. Поэтому Он велел Каину и Авелю принести жертвы, и по этой же причине — в целях воспитания центральных личностей — Богом были призваны такие люди, как Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, цари Израиля и Иоанн Креститель.

Во-вторых, необходим объект для выполнения условия (далее в тексте — объект для условия), выступающий в качестве приношения. С утратой веры в Бога Адам утратил Божье Слово, данное ему для выполнения условия с целью создания основания веры. Вследствие этого падшие люди полностью лишились возможности получить Божье Слово непосредственно от Бога и восстановить основание веры. Тогда возникла необходимость использовать объекты для условия, которые заммняли бы Божье Слово. После грехопадения люди опустились до такой степени, что оказались на более низком положении, чем все сущее (Иер. 17:9). Следовательно, в эпоху, предшествовавшую Ветхому завету, человек мог создать основание веры только путем принесения жертв или их эквивалентов, таких, как ковчег, взятых из мира творения. Таким образом, основание веры одновременно исполняет функции основания для восстановления всего сущего, попавшего в руки сатаны. В эпоху Ветхого завета Слово, явленное в Моисеевом законе, или представители Слова — ковчег завета, храм или центральные личности — служили объектами для условия, заменяющими Слово Бога. В эпоху Нового завета такими объектами стали Слово Евангелия и Иисус — воплощение Слова. Если смотреть на объекты для условия с точки зрения человека, то их цель можно определить как создание основания веры, утраченного в результате грехопадения. Для Бога же принесение человеком жертв означало возвращение данных объектов в Его владычество.

В-третьих, необходимо завершить числовой период искупления. Вопрос о продолжительности этого периода должен решаться на основе определенных провиденциальных чисел. Об этом мы будем подробно говорить в главе “Периоды провиденциальной истории...” (2.4).

1.2.2. Субстанциальное основание

Чтобы осуществить цель творения, падшие люди должны стать совершенными воплощениями Слова, т. е. занять положение, которого не достигли прародители человечества. Для этого им нужно уничтожить первородный грех через Мессию. Однако, прежде чем принять Мессию, нам следует обеспечить основание для Мессии, которое состоит из основания веры и созданного на его почве субстанциального основания. После принятия Мессии, избавляющего нас от первородного греха, и восстановления положения, присущего нашим прародителям до грехопадения, нам следует пойти дальше их: создать с Мессией единство, в центре которого пребудет Сердце Бога, и следовать за Мессией до конца завершающего этапа периода развития. Окончив этот путь, мы станем наконец совершенными воплощениями Слова.

Падшие люди могут создать субстанциальное основание путем выполнения определенного условия искупления, т. е. искупительного условия избавления от падшей природы. Когда прародители человека пали и приобрели первородный грех, они утратили способность развивать свою изначальную, Богом заложенную природу и вместо этого приобрели падшую природу. Выполняя искупительное условие избавления от падшей природы, падший человек получает возможность построить субстанциальное основание, благодаря которому он может принять Мессию, очиститься от первородного греха и в конце концов восстановить свою изначальную природу. В следующей главе мы будем говорить о том, как осуществляется данное условие (Основание 1.2)